Румболовские старины

Летом 2017 года краевики Ингерманландского Языческого Фронта снова посетили Румболово во Всеволожском районе, дабы осмотреть неохваченные ранее достопримечательности.

Осмотрели лютеранское кладбище («старое финское кладбище») бывшей Рябовской кирхи св. Регины, , что по адресу г. Всеволожск, ул. Нагорная. Кладбище характерно коваными металлическими крестами прихотливой формы. Ингерманландцы использовали для этих целей полоски железа, а в каждой деревне был свой кузнец, ристисеппя, который занимался крестами, и человек этот был крайне уважаемый. Его занятие было овеяно такой же вызывающей суеверные страхи романтикой, как и ремесло мельника; кроме того, он должен был работать быстро — загодя делать кресты было нельзя, их ковали непосредственно перед похоронами. тарое кладбище на горе Кирхгоф, которую нынче приспособили под горнолыжные нужды, изобилует разнообразнейшими крестами. Есть кресты с дырочками, а в дырочки продеты проволочки, чтобы подвешивать металлические побрякушки (чаще всего в форме листика или птички), есть кресты с фигурно загнутыми концами, узорныеи т.д.

Кирха во имя святой Регины — лютеранская церковь в усадьбе Рябово, построенная бароном И. Ю. Фридриксом в 1777—1778 годах, бывший центр прихода Ряяпювя (фин. Rääpyvä) Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии.Здание утрачено (сгорело), по одним данным в 1942 году, по другим — не ранее января 1943 года.

Рябовская лютеранская община (Ряяпювя) была основана в 1685 году и была приписана к Колтушскому лютеранскому приходу.

Наиболее старые из сохранившихся церковных книг учёта рождения, венчания и смерти в общине Ряяпювя, датируются 1745 годом.

Незадолго до своей смерти барон Иван Юрьевич Фридрикс, пожертвовал местной лютеранской общине участок земли в своём имении и средства для возведения храма.

Строительство началось в 1777 году на Румболовской горе у северной окраины деревни Румболово.

Четырёхсотместная кирха во имя Святой Регины была освящена 7 сентября 1778 года. Она стала центром нового Рябовского лютеранского прихода (фин. Rääpyvä) и первой церковью на территории современного города Всеволожска.

Предположительно святая во имя которой была освящена кирха и день освящения храма (7 сентября — день памяти Святой Регины), были выбраны не случайно, так как жену барона звали Регина-Луиза.

Большую часть прихожан составляли ингерманландские финны, было немного эстонцев, а также несколько человек немцев. Богослужения проводились по воскресеньям и в праздники на финском языке, несколько раз в год после финского богослужения проводилось богослужение на эстонском языке. В 1913 году кирху капитально отремонтировали. Начиная с 1922 года богослужения проводились через воскресенье. В начале 1931 года последнему пастору прихода Ряяпювя, которым являлся С. Я. Лауриккала, было запрещено появляться в нём и в соседнем приходе Келтто.

В октябре 1931 года соседний православный храм Спаса Нерукотворного Образа, служивший родовой усыпальницей дворянского рода Всеволожских закрыли, церковную утварь вывезли в Ленинград, а над семейным захоронением, упокоенных в нём основателей города Всеволожска, Елены Васильевны и Павла Александровича Всеволожских, надругались. Сотрудники НКВД и местные активисты, вынесли гробы из склепа и бросили в открытом виде на улице. Кощунство продолжалось всю зиму, пока несколько финских девушек из соседней деревни Романовка, шедших из кирхи св. Регины с пасхального богослужения, не перенесли их через дорогу и не похоронили на лютеранском кладбище возле кирхи, где они и покоятся до наших дней. Соответственный памятный крест также был осмотрен. Сам храм Спаса нерукотворного представляет собой определенный интерес в силу своих архитектурных особенностей. Здание храма шатрового типа, представляет собой восьмигранный зал с небольшим алтарём и притвором. Стены сложены из лицевого кирпича и прорезаны высокими стрельчатыми окнами. Над стенами возвышается шатровая кровля. Строение храма относится к уникальному типу шатровой архитектуры с элементами готики, прототипом которой могла послужить церковь в фамильной усадьбе Кочубеев в украинском селе Диканька.

В 1898 году сразу после кончины Павла Александровича Всеволожского его жена приспособила под храм-усыпальницу одиноко стоящее здание на окраине усадебного парка. Нехарактерная для православных церквей восьмигранная форма здания напоминает о том, что оно было возведено задолго до превращения в святыню, при владычестве в этих местах шведов в XV-XVI веках. В 1901 году церковь была освящена, через пять лет скончалась и сама княгиня. Ее прах упокоился рядом с гробницей мужа. Восьмиугольная архитектура относится к сооружениям использующим принципы сакральной геометрии.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Из истории края, Паломничество с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Румболовские старины»

  1. Markku:

    а в каком месте была сама кирха? слева от кладбища в сторону нагорной улицы или через дорогу?

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s