Готские мистерии — готская ярость

Gothstvo

Эдред Торссон

Святилища

Хельм утверждает, что готы использовали различные типы священных площадок, например, рощи (trunci), святые озера и передвижные святилища, храмы на колесах. Амброзий («Epistola» 20, 12) сообщает, что повозки готов служат им не только их домами, но и церквями. Эта совсем не характерная христианству практика, скорее всего, восходит к языческим обрядам и традициям. Старое готское слово alhs означает «святилище». Ульфи- ла использует его для перевода греческого ναος, «храм» и ‘ιερον_____, «святое место». Этимологически alhs происходит от протогерманского *alhaz, и все германские примеры употребления этого слова указывают на его значение храма, рощи или освященного замкнутого пространства. Родственно и староанглийское ealh, «храм». Все эти свидетельства не исключают возможности того, что alhs мог не подразумевать вообще никакого здания или постройки. Другой термин, которым Ульфила пользуется для перевода греческого ‘ιερον — gudhūs, «божий дом». Это составное слово, как кажется, изобретенно самим Ульфилой, и употребленное им лишь единожды (Иоанн 18.20: «Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего»), предполагает именно специально возведенную храмовую постройку. Нет достоверных сведений о том, что готы сооружали крупные долговременные постройки для религиозного служения, хотя кажется вероятным, что комплекс святилища, то самый alhs, всё же включал в себя некоторые архитектурные конструкции.

Святые предметы

Поскольку записи о культуре готов столь изобилуют идеей кладов и таинственных артефактов — определенных предметов, которым присущи качества святости и священно- сти, обнаружение подобных сокровищ всегда было важным в повторном раскрытии готских секретов. Кажется, определенные предметы необходимы для исполнения многих обрядов дохристианского готского культа, например, повозка, животные (на которых ехали верхом или запрягали) и образы божеств, помещаемые в повозку. Флавий Вописк в «Жизнеописании Аврелиана» говорит, что в готскую повозку на самом деле запрягался олень. Здесь можно вспомнить скифские церемониальные облачения для лошадей, сделанные так, чтобы придать лошадям сходство с оленями.

Копья

Как письменные, так и археологические свидетельства указывают на важность копья в символических практиках как ранних готов, так и германских племен в целом. Копья, подобные тем, что обнаружены в Ковеле и Дамсдорфе, были, очевид- но, церемониальными предметами. Они никогда не использовались для боя и украшались символами религиозного значения, знаками племенных союзов. Ритуальное и символическое использование копий в германской культуре хорошо задоку ментировано и крайне архаично. Тацит отмечает, что юноша, достигая положенного возраста, получает от своего отца щит и копье («Германия», 13). Копье — символ законности и само- управления.

Кольца

Один из наиболее зрелищных примеров готского религиозного символизма — кольцо Пиетроасы (ныне существующее во фрагментах). Как известно, самый ранний зафиксированный германский символ королевского достоинства — не корона, но шейное кольцо, и, по всей видимости, кольцо Пиетроасы является как раз таким предметом. Продолжаются дискуссии о характере его использования, но уже сейчас можно предположить, что тот клад, частью которого являлось кольцо, — не скрытое «храмовое сокровище», но скорее обетное жертвенное подношение. Вообще, кольцо — важный символический предмет храмовых ритуалов, фиксируемый еще со времен эпохи викингов. Клятвенное или алтарное кольцо несколько раз упоминается в исландской литературе, наилучший пример — в четвертой главе «Саги о людях с Песчаного берега». Перечень перечисленных предметов включает цельнолитое кольцо весом в двадцать унций, на котором люди приносили клятвы. Далее говорится, что жрец носил это кольцо на предплечье во время общественных собраний. Епископ Амбросий Миланский в 381 году упоминает в письме, что готские арианские священники носили подобные кольца на предплечьях — порицая этот обычай, как языческий.

Котлы

Особое значение для готов имели и сосуды–символы, в особенности котлы и маленькие котелки. Подобные сосуды — незаменимая часть полукочевого жизненного уклада, который готы вели на протяжении многих веков, и характерная черта степных народов в целом. В скандинавской мифической литературе Старшая Эдда описывает знаменитый котел, найденный в Химисквиде — он необходим для варения мёда на религиозном пиршестве. Миф, изложенный в этом стихотворении, сравнивали с индийским мифом о добывании богами амриты, священного напитка. Такие размыш ления могут пригодиться в понимании названия готской буквы , обозначающей звук [хв]: *ƕvaír, «котелок».

Магия и предсказание

Исследователи часто занимаются изучением этих категорий, хотя редко обращают внимание на то, что в дохристианские времена магия и предсказательные техники едва ли были заметно отделены друг от друга, или выделены из религиозности в целом. Скорее, уместным будет разделение «политическое» или «общественное»: магическая или предсказательная деятельность может как благоприятствовать, так и препятство- вать общественному порядку — или содействовать общему благополучию и единству народа, или способствовать разложе- нию народного единства, снижению общего качества жизни. Другими словами, король, вожди и главы семей могли использовать в точности те же ритуальные технологии и методы, что и те, кого они сами назвали бы «злыми ведьмами и колдунами». Разница только в целеполагании обряда — в том, как преследуемая ритуалом цель относится к благополучию культуры.

Чародейство

Магия — использование символических связей для оказания воздействий на реальность: либо с целью вызвать изменение тех предметов, что в нормальных условиях остались бы неизменными, либо чтобы предотвратить изменения, которые в нормальных условиях произошли бы. Магией принято считать действия, продиктованные скорее необходимостью момента, в противовес регулярной, ежедневной или сезонно–календарной обрядности. Готская письменность не фиксирует слова, которое означало бы «магию» или «колдовство» per se — в первую очередь потому, что те фрагменты библии, в которых могли быть упот- реблены эти термины, не сохранились до наших дней. Женщины–«некроманты», способные взывать к духам умерших и получать от них ответы, назывались haljarunos. Термин этот, как кажется, общегерманский: проявляется в ста роанглийском hellerune и древневерхненемецком helliruna, где также обозначает колдунью. История о недоверии Филимера к колдуньям, известным как haljarunos, многие столетия спустя вновь отразилась в скандинавских «Речах Высокого» (стих 155), где мы видим, как Один, бог магии и королевского самовластия, дает советы рунным магам о том, как противостоять практикующим злонамеренное колдовство. Готские законы, такие, как Lex Visigothorum Recessvindana и Leges Burgundionum, написанные на латыни во времена Римской империи, свидетельствуют об распространенных верованиях в злокозненные деяния ведьм, вредящих человеческому здоровью и росту посевов. Всегда нужно иметь в виду, что существование закона против чего–либо свидетельствует либо о реальных народных практиках, либо об «осязаемом» страхе. Перечисленные преступные действия включают приготовление волшебных напитков (venena) и вязание узлов (ligamenta), вредящих людям или посевам. Имеется особое упоминание о волшебных злонамеренных узлах: они будто бы могут лишить человека голоса. Имеется также отдельное упоминание о вскрытии и осквернении могил (L. V. R. XI, 2,2) — вероятно, колдуны делали это, чтобы добыть определенные части тел, необходимые в магических заклинаниях. В тех же сводах законов имеются сообщения об incantationes для причинения плохой погоды и использовании invocatio, воззвания к демонам, голосом либо на письме, чтобы внушить человеку ложные чувства.

Предсказание

Дивинация — получение сведений из божественного мира или из самой ткани мироздания, в типичном германском представлении может быть исполнена тремя способами. Первый — проникновение провидицы в мир духов или полубогов, действие непосредственное, но с тем и субъективное. Вероятно, этим умением владели уже упоминавшиеся haljarunos, сама этимология слова будто предполагает проникновение в потусторонние тайны. Другие два способа выглядят более объективными: это наблюдение знамений в привычном мире и метание жребия (вероятно, при помощи рун). Чтение знамений обозначено готским taikns «знак, чудо», которым переводится греческое σημειον. Этот германский корень обнаруживается в схожих значениях и в других германских языках: в староанглийском tâcn и древневерхненемецком zeihhan. Как кажется, в протогерманские времена термин был заимствован и финнским языком в форме taika. Библейские упоминания о чудесном знаке, выраженные греческими словами τεπας или σημειον переводятся готским слвовом fauratani, что буквально означает «предсказывающий знак». Как пример знамения в языческие времена возьмем сообщение Прокопия о вандалах, рассматривавших орла как определенного вестника: «Тогда же Гизерих повелел привести пленных к царскому дворцу, чтобы он мог посмотреть и решить, какому господину каждый из них сможет служить, не унижая своего достоинства. Когда их собрали, они сидели под открытым небом около полудня в летнюю пору, изнуряемые солнечным зноем. Среди них находился и Маркиан, который совершенно беззаботно спал. И тут, говорят, орел стал летать над ним в воздухе на одном месте, прикрывая своей тенью одного только Маркиана. Увидев сверху, что происходит, Гизерих как человек весьма проницательный, сообразил, что это делается по воле Божьей, послал за Маркианом и стал его расспрашивать, кто он такой». Иордан сообщает (LVI, 283), что готы мечут жребий, чтобы решить, идти ли на войну: Ввиду того что со временем уменьшилась добыча от грабежа соседних племен, возник у готов недостаток в продовольствии и одежде. Людям, которым некогда война доставляла пропитание, стала противна мирная жизнь; и вот все они с громким криком приступают к королю Тиу- димеру и просят его: куда ему ни вздумается, но только вести войско в поход. Он же, призвав брата своего и метнув жребий, убедил его идти в Италию, где тогда правил император Гликерий, а сам как более сильный [решил] двинуться на восточную империю, как на государство более могущественное.

Мифы и легенды                                                                  

Сегодня у нас нет ни одного мифа или легенды готов на их собственном языке. Всё же, готская слава и репутация были столь блистательны, что многие германские народы сохраняли в записях предания, так или иначе относящиеся к готам. По большей части, эти тексты принадлежат к циклу героических мифов, и жанру легенд об исторических фигурах, таких, как Теодорих Великий. Некоторые ученые в начале двадцатого века придерживались мнения, что всем и любым величием германская культура обязана готам: те, якобы, рано вступили в контакт с культурой греческой, которой и стали подражать. Предполагалось, например, что мифология Эдд по происхождению — готская. Никаких фактических подтверждений этому нет, потому теорию нужно признать сомнительной. Должна быть отвергнута и теория о том, что готы изобрели руны, взяв за образец грече ский алфавит: руны существовали прежде того, как готская миграция достигла любых соседствующих с греками территорий. При этом, довольно вероятно, что некоторые элементы рунной традиции сложились под влиянием готов, поскольку мы можем уверенно утверждать, что, во первых, престиж готов на севере был очень велик, и во–вторых, готы сораняли и поддерживали постоянную связь с изначальной родиной в Скандинавии и Балтийском регионе. Германская героическая мифология включает два великих цикла сказаний, известных как «Песнь о Нибелунгах» и сказания о Дитрихе Бернском. Эпос и стихотворные произведения, связанные с этими циклами, сохранились в древненорвежском, древневерхненемецком, средневерхненемецком и староанглийском языках. Оба литературных цикла связанны с легендами, пестрящими отголосками истории восточногерманских племен, в особенности, бургундов и готов. Бургунды — племя, в которое приходит Сигурд (сам, возможно, бывший херуском), впоследствии атакованное гуннами в 436 году на берегах Рейна. Последняя часть истории о нибелунгах — легендарное изложение взаимодействия бургундов и гуннов. Литературные труды, относящиеся к этому циклу, включают средневерхненемецкие тексты «Niebelungenlied» и «Klage», древнескандинавский «Völsunga saga», и различные другие работы на древнескандинавском и раннем современном немецком. Второй цикл легенд рассказывает о герое Дитрихе — а это германская форма имени, иначе записываемого как Þiðrekr или Theodoric; цикл в целом — мифическое изложение истории героев при дворе Теодориха Великого и остроготского королевства. Литературные источники, относящиеся к этому циклу, включают древнескандинавский текст «Þiðreks saga af Bern», древневерхненемецкий «Hilderbrantslied» и некоторые другие. Хороший обзор цикла о Дитрихе можно найти в книге «Heroic legends of the North» (Гарланд, 1996). Нужно отметить, что «Þiðreks saga af Bern», хотя и дошла до наших дней только на древнескандинавском языке (будучи записанной в Норвегии около 1200 года), на самом деле является переводом более старого древневерхненемецкого текста, ныне не существующего. Готская культура испытывала значительные влияния тех культур, с которыми встречалась на просторе от русских степей до Балкан. Следует помнить, что влияние некоторых негерманских народов на германскую культуру начинается как раз в то время, когда германские народы начали выделять себя из других индоевропейских групп севера Европы. Североиранские коневодческие культуры, скифы и сарматы, взаимодействовали с германскими (а также славянскими и в меньшей степени с кельтскими) народами центральной и восточной Европы уже начиная с 700 года до нашей эры. Симбиозы между этими народами и внутри них вызывали замешательство у некоторых классических авторов, которые в ряде случаев оказывались неспособны точно определить принадлежность к той или иной группе. Так, готов часто путали со скифами, и наоборот. Хельм называет следующие черты готской культуры, в которых сохранялось наследие дохристианской религии: 1. Уважительное отношение и внимание к знамениям. 2. Глубокое чувство связи с предками и ощущение племенного единства. 3. Представление о важности клятвы (готское aiþs) и принесения слова (sweran), а также ложной клятвы (ufarswaran) — клятва соотносится с вызовом судьбе, а ее нарушение сильно вредит духу, оборачиваясь самопроклятием. В целом можно сказать, что дохристианская традиция готов, их религия и другие стороны идейной культуры, весьма незначительно отличались от традиций прочих германских племен. Наиболее явные отличия, скорее всего, являются результатом неточностей в источниках сведений или их недостаточности. Уникальными готов делает чрезвычайное чувство самоопределения и группового единства перед лицом враждебного окружения, и их способность на протяжении многих веков удивительным образом сохранять и укреплять чувство собст- венного самоопределения и единства. Также следует отметить определенный талант готов в плодотворных отношениях с негерманскими народами, особенно с североиранскими. Из всех германских племен века великого переселения народов больше всех преуспели именно готы, а также франки и англосаксы. Но если англосаксы добились успеха, переместившись в область, где конкурирующей власти не было (когда саксы, англы и юты переселились на юг Британии, римляне уже забросили его), а франки преуспели, заключив союз с Римом и римско– католической церковью против всех прочих германских пле- мен, — то готы проникли в самое сердце старой империи, бросили вызов ее столице и вышли победителями. Готы стали предметом бессмертных легенд именно благодаря великолепию героизма, историческому успеху, совмещенному с сильным ощущением единства, которому способствовала и стоящая особняком религия.

 

Реклама
Запись опубликована в рубрике Готский бастион с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s