Языческое мировоззрение и космология готов

Gothic-mirovozzrenie

Эдред Торссон

Так как не сохранилось никаких аутентичных языческих готских текстов, можно только строить предположения о точном содержании готской космологии. Всё же, кажется, что важнейшие черты германской космологии установились и закрепились еще в общегерманское время — и ничто в готском материале (который по большей части состоит из разрозненных слов и представлений) не противоречит космологической схеме, какую мы можем воссоз- дать на основе, например, скандинавских источников. Германские народы считали, что мир людей располагается в середине космического порядка, над ним помещается мир богов, а под ним — мир темных туманов. В горизонтальной плоскости во всех направлениях раскрывались различные качества бытия, уси- ливавшиеся по мере удаления от центра. Как и кельты, германские народы были склонны описывать их как «поля» или «луга». Дошедшая до нас готская терминология, относящаяся к вертикальной оси, подтверждает идею существования верхнего, нижнего и срединного царств — в срединном живут и процве- тают люди. Внизу расположено царство мертвых. В готском языке оно называется halja — это слово используется для перевода греческого ‘αδης (Гадес). Считалось, что это туманный мир, но не место наказания. Когда Ульфиле понадобилось описать ад, то есть место огненной кары, он был вынужден прибегнуть к заимствованному слову Геенна gaíaínna (греч. γεεννα, евр. gehenna). Для перевода греческого αβυσσος он использует готское afgrundiþa, «глубь», не имеющее видимых религиозных коннотаций, или по меньшей мере, отрицательных смыслов. Сверху расположен рай, готское waggs, «луг». Подобный термин имеется и в других германских языках: например, древненорвежское Folkvangr, «поле», обитель Фрейи, старосаксонское godes–wang, «луг бога» и heban–wang, «небесный луг» («Хелианд» 748, 2791, 5969), и староанглийское neorxna–wang — приятное и дружелюбное поле умерших. Та же идея может быть отражена в готском названии бу вы , которое может быть выведено либо из старого общегерманского наименования *wunjō, «радость, удовольствие», или же из готского слова winja, «луг». Посреди мира — место, где живут люди. В готском сохраняется слово midjungards (греч. οικουμενη), со значением «населенный мир, мир людей». Это готское слово так очевидно соответствует древнескандинавскому miðgarðr, староанглий- скому middangeard, старосаксонскому middlegard и древневерхненемецкому mittilgart, что не остается сомнений в том, что и форма слова и само представление унаследовано со времен германского единства. Как и многое другое в отношении готов, космология остается предметом, в котором мы не можем быть совершенно уверены. Всё же очевидно, что самые общие черты ее таковы: верхний и нижний миры полярной оси связанны посредине, где живет человечество.

Культовые формы

Теперь, когда мы получили представление о том, как готская традиция описывает природу человеческого существа, идеализированные божественные формы и строение мира, мы можем попытаться обозреть конкретные технологии, которые готы использовали для установления связи с высшими планами идеального (божественного) мира, а также для придания своему сообществу сплоченности и упорядоченности в здешнем мире. Сохранение племенного единства было чрезвычайно важно для древних готов: устойчивость самоопределения и обеспечение выживаемости кочевого народа зависит не от упорядочивания ландшафта и среды обитания, но скорее от кристаллизации общественного порядка, совершенствования межличностного общения и умения отдельных частей взаимовыгодно сосуществовать в рамках целого. Существуют некоторые сведения о некоторых особенностях культовой деятельности готов: используемых инструментах и приспособлениях, привязке ритуалов во времени и пространствеу, ролях участников ритуала, — а также можно проследить общий символизм исполняемых действий. Собрав вместе всё известное, можно ухватить общие очертания ритуальной или культовой технологии, сущностным назначением которой является упорядочивание и средоточение духовной жизни народа, а также и связь, как активная, так и пассивная, с высшим уровнем духовной организации (например, с богами). Главным действием такой связи является жертвование, то есть приношение даров богам в обмен на то, что они уже дали народу, или что обязуются дать.

Время для обрядов

Религиозные церемонии или обряды обычно исполняются в определенные моменты времени. Это может быть особый повод по случаю некоторого события, например, победы в битве, но чаще это моменты, определяемые более или менее естественными событиями в природе или на небесном своде. Например, народное собрание готов всегда начиналось на заре, как сообщает Аполлинарий Сидоний («Песни» VII, 452 и далее). «Lex Visigothorum Recessvindana» (VI. 2,3) запрещает принесение жертвы ночью, как достающейся «демонам». Вероятно, это запрет почтения старым языческим богам, которые либо изначально могли при случае чествоваться и ночью, либо, как персонажи прежней религии, оказавшиеся вынужденными отступить в темноту и тайну. Очевидно, частью религиозной практики древних готов было исполнение определенных ритуалов в момент полнолуния. Эта идея неявно присутствует в переводе Библии Ульфилой. Текст Послания к Колоссянам, 2.16 говорит о наблюдении новолуния по религиозному обычаю евреев («Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой–нибудь празд ник, или новомесячие, или субботу… »), что для Ульфилы видимо, не имело смысла — так что он заменил его на обычай, относящийся к полнолунию (готское fulliþe). Вероятно, существовал весенний ритуальный круговой ход: животных запрягали в повозку, в которой помещалось изображение божества, чтобы объехать на ней границы некоторой территории. Вероятно, ритуал, посвященный богине Нертус, о котором сообщает Тацит («Германия», глава 40) был таким, и нам известно еще об одном, более позднем в Швеции: образ бога Фрейра подобным же образом возят в весеннем круговом шествии. Смысл ритуала в призыве мощи благословений богов или богинь на земли и животных. Семантика плодородия ритуала и тот факт, что оба исторических примера могут быть названы чествованием Ванов, заставляет некоторых исследователей предполагать, что культы готов были по боль- шей части посвящены ванам. Созомен в «Церковной истории» (VI, 37) говорит, как Атанарих подобным же образом выслал большую повозку, и приказал казнить смертью всякого христианина, что не почтит ее: …Атанарих, досадуя, что и его подданные, под влиянием убеждений Ульфилы, принимают христианство, и что тем самым отечественная вера их упраздняется, подверг многих различным казням, — одних, дерзавших мужествен- но защищать свое учение, предал на истязания, а других, не позволив им и оправдываться, прямо умертвил. Говорят, что лица, которым это приказано было от Афанариха, по- ставили на колесницу один истукан и возили его по домам всех, объявивших себя христианами, повелевая поклоняться ему и приносить жертвы. И те домы, в которых отказывались совершать предписываемое поклонение, были сожигаемы вместе с людьми. Это было сделано в 348 году. Созомен хочет показать, будто Атанарих отправил повозку только с целью выявить христиан, хотя логичней думать, что подобный круговой объезд был обычной частью календарного ритуала. Тот факт, что христиане не почитают божественный образ собственного сообщества, показывал королю, что среди его подданных есть не лояльные народной группе, не разделяющие народного единства. В современных терминах отказ христиан поклониться традиционным символам, можно назвать «политическим преступлением» в той же мере, что и «религиозным грехом». В религиозной терминологии готов, периодическое тор- жество, устраиваемое через установленные промежутки времени, называется dulþs, «празднество», а глагол dulþjan значит «проводить празднество, праздновать». Мы знаем, что готам–язычникам был известен Йоль, и они отмечали его. Дошедшие до нас фрагменты готского календаря называют ноябрь fruma Jiuleis, то есть «месяц перед Йолем». Кроме того, в Византии десятого века в декабре проводилось торжество, называвшегося «Готикум» — это отголоски древнего готского празднования Йоля, некоторой формы богорождения.

Священство у Готов

В «Записках о Галльской войне» (De bello Gallico) Цезарь делает известное заявление о том, что германцы не имеют «друидов» («nam neque druids habent»). Это было истолковано, как отсутствие в обществе отдельного профессионального класса, который исполнял бы жреческую религиозную функцию, подобно кельтским друидам. Разумеется, жрецов у древних германских народов было много, о чём свидетельствуют лингвистические данные, и они исполняли различные функции, описанные последующими комментаторами и историками, например, Тацитом. Готский язык, в том виде, в каком он известен нам по переводу Библии, имеет несколько слов для обозначения «жреца» — и все они развиты из еще языческих терминов. Наиболее употребительным является gudja, которое используется для перевода греческого ‘ιερευς. Это древнегерманский термин, обнаруживаемый уже в начале пятого века в рунной надписи

Камень из Нордхугло

Камень из Нордхугло

на камне из Нордхугло, найденном на западе Норвегии: Ek gudija ungandiR ih/// — «Я (есть) жрец, неподверженный колдовству ih///». Здесь мы имеем древний термин «жрец», этимологически связанный со словом «бог», протогерманским guð. В древне- скандинавском gudja превращается в goði. Кроме того, надпись демонстрирует и термин для обозначения магии, колдовства: gandiR, древнескандинавское gandr, где отрицательная приставка un–, вероятно, отмечает, что жрец неподвержен воздействию колдовства или же знает, как ему противодействовать. Запись обрывается в том месте, где камень оказался обломан. Два других термина, обозначающих жреца, зафиксированы в переводе евангелия от Иоанна. Один из них, weiha, по- является в словосочетании auhumists weiha, «высокий (высочайший) жрец; первосвященник» (Иоанн, 18.13), для перевода греческого термина ‘αρχιερευς. Изначально термин weiha, образованный от протогерманского wīhaz, «святой, ненарушенный, священный» должен был означать жреческую функцию сооб- щения предметам, пространству, времени и прочему качества отделенности от профанного безбожного мира. Это слово изначально контрастировало с другим, также означающим «святость» — hailagaz, указывающим на то, что нечто свято благо- даря тому, что наполнено божественной силой.. Большинство германских языков не в равной мере сохранили оба термина святости: в результате процесса христианизации наименования святости претерпели упрощение, как и большинство прочих религиозных представлений — так что один из парных терминов выпал из обращения. Третьим термином, обозначающим жреца, видимо, также произведенным из языческих наименований, служит gudblostreis, что значит «божественный жертвоприноситель», и используется для перевода греческого θεοσεβης, «почитатель бога» (Иоанн 9,31). Готское слово — сложносоставное из двух узнаваемых элементов: gud–, «бог» и blostreis, «приносящий в жертву». Второй элемент связан с древнескандинавским blót, «жертвование». Вероятно, Ульфила не стесняется использовать языческую терминологию в описании жреческих функций евреев в Библии, по причине существования исторического и культурного противопоставления евреи/христиане, использовавшегося ранними церковниками чтобы проводить разделение между рожденными язычниками и обращенными христианами. Потому Ульфила мог счесть старую языческую терминологию подходящей для описания деятельности евреев, а новые, более международные слова — для описания христианской деятельности и функций. Вероятно, такой подход часто склонял евреев к дружественным отношениям с язычниками, арианами и другими не римско–католическими, неортодоксально–христианскими народами. Хельм видит в нахарвалах восточногерманское племя, и цитирует сообщение Тацита («Германия, глава 43») о том, что жрецы богов–близнецов Алки регулярно облачались в женское платье, чтобы отправлять свои обряды: У наханарвалов показывают рощу, освященную древним культом. Возглавляет его жрец в женском наряде, а о богах, которых в ней почитают, они говорят, что, если сопоставить их с римскими, то это — Кастор и Поллукс. Та- кова их сущность, а имя им — Алки. Другой пример любопытных одеяний готского жречества в словаре, описывающем готских жрецов: pillaeti — «тот, кто носит pilleus». Пиллеус — войлочная шапка, сделанная так, чтобы покрывать голову на подобие половины яичной скорлупы. Либо готы тут спутаны с гетами, иранским племенем, либо готы действительно переняли такой фасон головного убора у иранских гетов. Что касается организации готского жречества, очевидно, что ему была присуща весьма умеренная иерархичность: каждая общественная единица на каждом из уровней имела собственного независимого жреца — на уровне семьи, клана, племе- ни и нации. Король, как кажется, был жрецом всей нации. Это подтверждает и Эвнапий («Выписки»), сообщающий, что каждый φυλη, то есть клан, пересекая Дунай около 376 года и продвигаясь на север, имел собственных жрецов и сохранял собственные священные предметы. Аммиан Марцеллин отмечает, что наиболее могущественные жрецы бургундцев зовутся синистами, «старейшими». Ульфила использует термин sinista для перевода греческого πρυσβυτερος. Представляется, что и организация арианской церкви, следуя укладу языческой культуры готов, была более неформальной и свободной в сравнении с организацией церкви римско– католической. Эвнапий также упоминает жриц, ‘ιερειας — но, согласно Хельму, это скорее провидицы.


INGROBAN

Реклама
Запись опубликована в рубрике Готский бастион с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s