Боги и богини в Готской традиции

Готский пантеон

Три основных божества Северных Готов по Олаусу Магнусу

Боги и богини

С древнейших времен Готы почитали богов и богинь в человеческой форме, как и Греки и Римляне. Они были политеистами, из чего следует, что они имели различные центры в своей сложной культуре. Упоминаемы ранее anseis никогда не сдавались, им было позволено «переходить» в более наследственных полубогов в христианские времена. В Скандинавии Асы контрастировали с Ванами. Асы были богами войны, закона, войны и волшбы. Ваны же были богами и богинями земли, сельского хозяйства, плодородия, благосостояния и богатств. Хотя мы не имеем мифа или объяснения контраста между Асами и Ванами в готском учении и более того, некоторые исследователи считают, что Готы особенно были вовлечены в почитание Ванов. Хельм видит в этом этнографические и географические основания. С другой стороны, великое дело других данных отмечают продолжающийся культ anseis, который сохранял живым почитание предков, имеющее корни в старой вере. Готские короли языческих и христианских времен царствовали на теоретической основе своей связи со священной и королевской линией крови – обоих случаях восходящей к истинным Готским богам — anseis. Старое Готское имя Ansila, отмечаемое с 4 века, означает буквально «малый бог» или более ясно «потомок бога». Кроме слова для обозначения бога происходящего от Прото-германского *ansuz, Готы использовали старый Германский термин guþ, который часто использовался для перевода греческого слова theos – бог. Изначально этот термин был среднего рода, который оставался в составе galiuga-guþ идол, в 1 Кор. 10.19, однако, в других местах, когда термин использовался для обозначения христианского бога слово было мужского рода.

Индивидуальные боги

Одним из старейших вопросов в истории готской языческой теологии остается вопрос о том, был ли известен им Вотан. Имени в письменных источниках не встречается, а если бы и было то в форме *Wodans. Это беспокоило многих историков религии прошлого, которые с одной стороны признавали Готов самым архаичным из Германских народов, а с другой стороны желали видеть скандинавскую Теологию эры викингов исключительно неизменной с Прото-Германских времен. Во первых, Готы лишь первая Германская группа с широко засвидетельствованным литературным языком. Это не делает их более архаичными чем любая другая Германская группа. Во вторых Германская теологическая структура, подобно всем Индо-европейским языческим структурам, не организована согласно именам богов, но скорее в согласии с их функциями.\ и характеризующим действиям. Хельм и другие исследователи интерпретируют тот факт, что Воданс отсутствует в Готских записях тем, что мол будто сей бог (Воданаз/Одинн) не исконно арио-германский бог, но скорее «мигрировал» на Север после ухода Готов. Такая интерпретация ненадобна. Идея божественной парности Марс:Меркурий=Тиваз:Воданаз, которая записана и засвидетельствована многими внешними наблюдателями до Готской миграции с Севера, ясно свидетельствует, что бог (под каким бы то именем) исполнял функции которые приписаны Одину в исландских источниках. Другое Восточно-германское племя, также мигрировавшее с Севера, Вандалы, были, для контраста, исторически связаны с Воданом. Так если мы взглянем на богов готов с функциональной перспективы, то, возможно, перед нами предстанет более ясная картина.

Гаутс

Этот бог или предок, один из anseis, стоит у истоков Готского племени, или по крайней мере остроготов. Гаутс идентичен со скандинавским гаутом, который является одним из хейти Одина. В старонорвежском это имя означает прародителя. Это все очень близко к роли Одина как Всеотца. Подобно Гаутсу Воден предстает главой англо-саксонских королевских генеалогий. Воден и Один этимологически идентичные формы: начальный v-звук регулярно выпадает в словх, когда предшествует ударной гласной. Именно поэтому мы имеем в старо норвежском слово urdr «судьба», тогда как в староверхненемецком это же слово wurd, а в староанглийском wyrd. Другой пример, который твердо связывает Гаутса с функцией разделяемой Одином, находится в Северной рунной традиции, где мы находим кеннинг для a-руны (ass-бог) равный: ass eraddingautr (исландская руническая поэма строфа 4). Перевод таков: «Ас-праотец». Из этого следует, что Гаутс и Водан по большому счету разделяли те же или схожие функции в соответствующих пантеонов Готов и Скандинавов.

*Teiws

Как хорошо известно, ранние римские и греческие авторы основали систему подстановки имен для богов и богинь других народов. В Римском случае это называлось interpretation Romana. Много последующих писателей на Латыни адоптировали эту практику. В этой системе Германский Воданаз/Один назывался Меркурием, а Теваз/Тюр – Марсом или Аресом. В Готском имя этого бога может быть интерпретировано как *Teiws. Но как римский бог войны Марс мог быть приравнен к Германскому богу закона и справедливости Тейвазу? Это произошло потому, что древние германцы все военные действия и конфликты любого рода, включая поединки, рассматривали как события решаемые богами или силами Природы на которые боги способны влиять. В этом контексте Тацит сообщает в своей «истории» что Хермунд освятил павших в битве (как виртуальные человеческие жертвы) Марсу и Меркурию (Тейвазу и Воденазу). Иордан же, вот, что писал: «Этого Марса готы постоянно ублажали жесточайшим культом (жертвою ему было умерщвление пленных), полагая, что возглавителя войн пристойно умилостивлять пролитием человеческой крови. Ему посвящалась первая добыча, в его честь подвешивали на стволах деревьев трофеи. Готы более, чем другие, проникнуты были религиозным к нему горением, и казалось, что поклонение их воздается родителю». Сей пассаж нуждается в комментариях. Ясно, что здесь речь идет о том же боге, что был известен среди германцев как Тейваз. Он и Меркурий (Воденаз) были богами получавшими кровавые жертвоприношения. Другое свидетельство показывает, что бог войны не так умиротворялся жертвоприношением захваченных пленников, как получением того, что ему было обещано перед битвой. Археологические находки на Севере показывают, что ранние германцы жертвовали амуниции. И оружие побежденной армии (часто утоплением в священных озерах или болотах после приведения в негодность), но другие сообщения говорят, что эти вещи также развешивались на деревьях, хотя возможно это ритуальная практика отведенная Воденазу/Меркурию. Снова же Иордан возвращается к теме, что боги были исключительными предками Готов.

Готское имя буквы, записанное как tyz, реконструировано большинством исследователей как *teiws, Готская форма старого рунного имени *tiwaz, видимо отражающую старую (до 6 века) лингвистическую форму. Это может быть сказано в силу того, что после этого времени Готский потерял –s мужское именительное окончание единственного числа. Греечское влияние в Готском мире проникло глубоко. Это видно и по тому факту, что Готское название для вторника (день Тюра) Areinsdag (День Ареса). В Баварском диалекте это слово выглядит как erintac, что среди прочего отмечает миссионерскую деятельность Готов вне Готских королевств в течение Эпохи Переселения.

*Fairguneis

Хельм также рассуждает на тему существования бога грома и бури под именем Fairgunes который соотносится с норвежским Фьоргун (Fjorgynn). Это имя этимологически связано со словом для обозначения дуба и может быть переведено как «бог дуба». Это имя можно соотнести и с оружием используемым богом (вероятно, дубовая палица).

*Igwws

Скупые но убедительные доказательства указывают на почитание бога известного из общих германских времен как Ингваз, земной бог. Ингваз был идентифицирован как один из Ванов на Севере, и его имя связано с Фрейром, чье имя на деле титул «Господин». Сочетание Ингви-Фрейр известно в Швеции и Инг может быть корневой частью настоящего имени бога к которому на севере пришел титул «Господин» — Фрейр. В Готских королевствах есть доказательства присутсвия этого бога, и есть доказательство, что он был сознательно синкретизирован в новом христианском культе. Ингваз это было старое рунное имя для звука /ng/. Как мы можем видеть в Готской системе письменности /ng/ звук пишется с двойным /g/ в подражание Греческой орфографии. Таким образом, Ульфила использовал имя *Igwws для греческой буквы X (chi), которая использовалась почти исключительно в Готском для написания имени Христова. Ульфила хорошо пошел по этому пути использования имени *Igwws, чтобы закрепить его за буквой которая стала знаком-меткой для героя новой религии.

            Из того, что нам удалось узнать, мы видим, что языческий пантеон Готов мало отличался от других германских пантеонов. Есть высший родовой бог, бог справедливости и войны, бог грома и бог земли, который был так связан с культурой, что даже иконически сохранился и в христианские времена и даже среди церковников.

Запись опубликована в рубрике Готский бастион с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 отзыв на “Боги и богини в Готской традиции

  1. S8:

    Алхимическая суть Эдды в предварительных тезисах

    1. Уподобление архетипам богов, поэтапное отождествление себя с их аспектами и в их роли — это один из способов сонастройки-синхронизации с этими силами. Адепт поэтапно осуществляет работу с каждым божеством-силой, как со Сферой и путями, совершая призывы;

    2. Адепт носит в себе весь Пантеон;

    3. Yggdrasil — Мировой Ясень, как Макрокосм (тогда как первочеловек Аск — Askr — его аналог-Микрокосм, как и Эмбла, соответственно). «Конь Вотана» — это и человек, на которого нисходит Дух, приводящий в движение всё мироздание;

    4. Вотан, как Дух и Воля в глобальном смысле — это алхимический Меркурий-Гермес — он же является и Ирмином-Германом, т.к. образ, как совокупность качеств, содержит тот же самый символизм, а Yggdrasil-Irminsul, проявляющий себя в масштабах Микрокосма как Askr — это человек, на которого нисходит Дух-«Мёд Поэзии и Битвы», Vril, Azoth;

    5. Берсерки (Berserkr), как своеобразная «элита Вотана», являлись одновременно и Поэтами, о чём свидетельствуют саги и исторические источники — это одержимость Духом в гораздо более широком смысле (речь тут идёт о Духе, а не о духе-«локальной мелкой сущности»), когда человек становится и «Конём», и «Всадником» одновременно (вот что такое «восьминогий конь» Слейпнир на самом деле, вероятно), т.е. субъект оседлал Первоэнергию (когда стал «Осью Мира», «Проводником»), пронизывающую всё и стал, таким образом, человеком Духа и Воли, объединив Дух и Материю в единый философский Камень, в «Ось Мира» в масштабах Микрокосма — «Копьё Вотана»;

    6. Эдду можно рассматривать, как алхимический текст. Аналогичным образом некоторые алхимики трактовали и сюжеты древнегреческой мифологии. Более того, схожие сюжеты и темы присутствуют в образах раннеиндоевропейской культуры вообще;

    7. Изначально мифические сюжеты и предназначались, вероятно, именно для сонастройки, как и антропоморфные образы богов были использованы с той же целью — отождествления — то, что находится «на одной волне» с потоком определённой интенсивности и уровня, начинает преобразовываться в соответствии с этой настройкой. Через миф легче передать атрибуты и свойства, а через сюжет — особенности — это легче всего запомнить и передать через устную традицию. Не каждый из запомнивших миф мог понимать его в полной мере, но каждый запомнивший становился «резервным передатчиком» для знающих и понимающих «язык птиц», знающих вкус «Мёда Поэзии», как дополнительная гарантия сохранения Традиции;

    8. «Мёд Поэзии» суть «Питьевое Золото», Лекарство Философов, которым совершается Трансмутация. Характерно, что и то, и другое отражает свойство «Принципа Золота» в алхимическом смысле, его эссенцию;

    9. Путь берсерка — это короткий Путь, прямой Путь к обожествлению, Путь, подобный вспышке молнии, стремительно пронёсшейся Дикой Охоте, но не для каждого, естественно. Валькирия, уносящая воина в Вальхаллу — это отражение молниеносного перехода Адепта, овладевшего Первоэнергией в себе, в Акаузальное, где он переходит на иной уровень Бытия, «перенастраиваясь на волну» Иного, что относительно человеческого уровня является обожествлением.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s