Погребальные обычаи готов

Погребальные обычаи готов

            Эдред Торссон

При отсутствии автохтонных текстов одним из путей открыть нечто об изначальных идеях относящихся к душе является анализ различных методов упокоения усопших. С ранних времен известно, что Готы практиковали и погребение и кремацию. В случае кремации прах обычно погребался в урнах. Есть свидетельства, что Готы с ранних пор практиковали кремацию. Захоронение и кремация следовали общим целям в Германской культуре. Погребение возвращало тело земному, хтоническому царству, через медленное разложение тела в матери Земле. А кремация действовала незамедлительным и драматическим разложением элементов тела огнем и возвращением Отцу Небу. В целом, кремации подвергались воины и короли второй и первой роли в Индо-Европейские времена. Но в обоих случаях погребальные холмы воздвигались как мемориалы усопшим предкам. В древние времена могилы в большинстве своем именовались «могилами благ» захороненных в них. Эти объекты, практического и символического назначения, предназначались для использования их усопшим в следующем мире. Для воинов это обычно было оружие и т.д. Однако отмечено, что в случае с Готами в их захоронениях не найдено оружия в качестве загробных благ. А например Вандалы, восточно-германское племя, оружие в захоронения клали. Из этого становится ясным, что Готы, зачастую очень воинственные в земном мире, меньше придавали значения идее воинского рая, чем другие германские племена. Амматас Прокопиус в De bello Vandalico сообщает о существовании среди Готов практики кремации в особых обстоятельствах.Эрулы (De bello goth.) сказано, что убивали и сжигали больных и старых. Сидониус Аполлинарис сообщает, что Визиготы сожгли своих мертвецов в их же повозках после битвы при Клермонте против Экдициуса. Готская история приводит несколько примеров знаменитых похорон известных личностей и из этих примеров мы можем получить больше информации. После своей безвременной кончины Визиготский король Аларих был погребен в Италии. Иордан описал обстоятельства этих похорон так: «Готы оплакивали его по своей огромной любви к нему; они отвели из русла реку Бузент около города Консенции 463, а река эта, ниспадая от подножия горы, течет целебной струёй как раз близ того города; посередине русла этого потока они, собрав толпу пленных, вырыли место для погребения и туда, в лоно этой могилы, опустили Алариха со множеством сокровищ, а затем вернули воды обратно в их русло. Но, чтобы никто никогда не узнал того места, землекопы были все умерщвлены. Королевскую же власть над везеготами они передали Атаульфу 464, кровному родичу Алариха, выдающемуся и внешностью, и умом, потому что он был похож на Алариха, если не высотою роста, то красотою тела и благообразием лица». Похороны Аттилы также освещены Иорданов в некоторых деталях. Там присутствует много Готских особенностей, что может объясняться тем, что в его армии было много Готов и представителей других восточно-германских племен. «Не преминем сказать — хоть немногое из многого— о том, чем племя почтило его останки. Среди степей в шелковом шатре поместили труп его, и это представляло поразительное и торжественное зрелище. Отборнейшие всадники всего гуннского племени объезжали кругом, наподобие цирковых ристаний, то место, где был он положен; при этом они в погребальных песнопениях так поминали его подвиги: «Великий король гуннов Аттила, рожденный от отца своего Мундзука, господин сильнейших племен! Ты, который с неслыханным дотоле могуществом один овладел скифским и германским царствами, который захватом городов поверг в ужас обе империи римского мира и, дабы не было отдано и остальное на разграбление, — умилостивленный молениями принял ежегодную дань. И со счастливым исходом совершив все это, скончался не от вражеской раны, не от коварства своих, но в радости и веселии, без чувства боли, когда племя пребывало целым и невредимым. Кто же примет это за кончину, когда никто не почитает ее подлежащей отмщению?» После того как был он оплакан такими стенаниями, они справляют на его кургане «страву» (так называют это они сами), сопровождая ее громадным пиршеством. Сочетая противоположные [чувства], выражают они похоронную скорбь, смешанную с ликованием. Ночью, тайно труп предают земле, накрепко заключив его в [три] гроба — первый из золота, второй из серебра, третий из крепкого железа. Следующим рассуждением разъясняли они, почему все это подобает могущественнейшему королю: железо — потому что он покорил племена, золото и серебро — потому что он принял орнат обеих империй. Сюда же присоединяют оружие, добытое в битвах с врагами, драгоценные фалеры, сияющие многоцветным блеском камней, и всякого рода украшения, каковыми отмечается убранство дворца. Для того же, чтобы предотвратить человеческое любопытство перед столь великими богатствами, они убили всех, кому поручено было это дело, отвратительно, таким образом, вознаградив их; мгновенная смерть постигла погребавших так же, как постигла она и погребенного».

Гробница Теодориха

Гробница Теодориха

Grobus Teodoros2 В большинстве традиционных обстоятельств Готы ожидаемо возводили земляные курганы над телами и погребальными благами мертвеца. Одной из наиболее экстраординарных структур древнего мира является усыпальница Теодориха Великого в Равенне. Эта усыпальница, структурные таинства которой еще ожидают подробного анализа, являет собой архитектурную версию той же идеи, что передавалась древними могильными курганами. Как исторические обстоятельства смерти Теодориха так и последующее быстрое исчезновение его тела из усыпальницы демонстрируют, что она никогда не была способна использоваться с той целью, с которой она была очевидно спроектирована. Этой целью была разработанная форма культа предков. Усыпальница содержала тело в саркофаге в нижнем уровне структуры, а выше был расположен уровень с помещением без видимого доступа изнутри, в котором обряды почитания предков проводились потомками Теодориха Великого. Это в совершенстве отражает древнегерманскую практику проведения обрядов перед курганом или на его вершине. С другой стороны можно предположить, что практика убийства рабов на похоронах Алариха и Аттилы не связана с желанием скрыть место погребения. Скорее это похоже на отголосок старой практики жертвоприношения рабов и пленных как части погребального обряда в языческие времена. Эта практика описана в «Записках» ибн Фадлана.


INGROBAN

Реклама
Запись опубликована в рубрике Готский бастион с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s