За возрождение латыни в Ингрии

latin

                 Мало кто будет оспаривать утверждение, что латынь это красивый язык, окруженный неким ореолом загадки и избранности. Воистину латынь охватывает все сферы человеческой деятельности от научной классификации до художественной литературы, и не забудем при этом магические заклинания и католические богослужения. Многие мистики считали латынь таким же сакральным языком как иврит для Каббалы или санскрит. Латынь это язык юриспруденции и дипломатии.. Не ошибемся, если назовем латынь языком универсальным, этаким эсперанто. Некоторые думают, что латинский язык умер и остался только в томах по ботанике и пыли библиотек. Отнюдь! “Ave Ingria nova!’ “Ave aeterna!” – гремит на Невских берегах новый клич областничества. Латынь не только благородна, в настоящее время это отличный язык для закрытых переговоров на людях. Скажем, английский или французский в метро, автобусе еще смогут понять, а вот латынь на вряд ли, тоже самое можно сказать и о холопах системы. Понятное дело, что уж письменные сообщения со словарем и профессором как нибудь и перетолмачат. Мы помним, что Ниен да и Ингрия вся в общем то были местом многонациональным. Где общались, торговали, работали русские, карелы, шведы, немцы и много еще кто. Несомненно, что латынь среди образованного класса была универсальным языком общения. Шведу незачем было учить немецкий, а немцу, например, русский ибо все они могли общаться на латыни. Так сделаем латынь привелигерованным языком вольной Ингрии! Возрождение латыни очередная утопия? Бред и романтический лепет? Отнюдь!

Латинский язык — это основной язык европейской культуры от античности до нового времени, и без него невозможно самостоятельное постижение важнейших фактов этой культуры по первоисточникам, а следовательно, и никакое подлинно историческое образование. Составители превосходной хрестоматии средневековой латинской литературы пишут: «Латинский язык не был мертвым языком, и латинская литература не была мертвой литературой. По-латыни не только писали, но и говорили: это был разговорный язык, объединявший немногочисленных образованных людей того времени: когда мальчик-шваб и мальчик-сакс встречались в монастырской школе, а юноша-испанец и юноша-поляк — в Парижском университете, то, чтобы понять друг друга, они должны были говорить по-латыни. И писались на латинском языке не только трактаты и жития, но и обличительные проповеди, и содержательные исторические сочинения, и вдохновенные стихи. Латинская поэма «Вальтарий» разрабатывала сюжеты древнегерманских сказаний задолго до «Песни о Нибелунгах», а провансальские трубадуры и немецкие миннезингеры учились лирическим темам и приемам у своих старших современников — латинских поэтов-вагантов. Да и те самые латинские богословские трактаты, которые так отпугивают нынешнего читателя, были для европейской мысли школой диалектики, своевременной и полезной» .

Таким образом, латинский язык на протяжении многих веков до эпохи Возрождения безупречно выполнял функции международного языка, и притом не только в науке, но и в поэзии.

Видный французский ученый-механик, директор Национального института прикладных знаний, профессор Жан Капель опубликовал статью под выразительным заглавием «Латынь или вавилонское столпотворение» («L’Education Nationale». 23.10.1952), в которой развивал мысль, что в условиях быстро растущего многоязычия научной литературы все более настоятельной становится потребность в международном языке, а так как ни один из национальных языков в этой функции не встретил бы необходимой единодушной поддержки во всех странах, то единственное решение проблемы — довести нынешнее функционирование латинского языка в качестве международного языка науки до такого уровня, при котором он удовлетворял бы потребностям общения во всех областях науки. Статья вызвала сочувственные отклики как во Франции, так и за ее пределами и содействовала организации 1-го Международного конгресса живой латыни, который был проведен при поддержке французского министерства народного образования, университета Эс-ан-Прованс и муниципалитета г. Авиньон 3-6 сентября 1956 г., собрав свыше 200 делегатов из 22 стран.

Значительное место в работе конгресса занимали вопросы методики преподавания латинского языка. Общей чертой посвященных этим вопросам докладов и выступлений в прениях явилось стремление упростить преподавание грамматики и сосредоточить внимание на усвоение учащимися практических навыков владения латинской речью.

Были намечены пути обогащения латинской лексики в соответствии с требованиями современной науки [PCIL, с. 134-136]:

1) использование имеющегося огромного лексического материала поздней и средневековой латыни, включая сюда и эпиграфику, для обозначения новых понятий;

2) критическое использование материала гуманистической и новолатинской художественной и научной литературы, в частности словарей, относящихся к специальным дисциплинам;

3) создание неологизмов на основе латинизированной греческой лексики;

4) латинизация новогреческой научной и технической терминологии (hamaxostichus ‘поезд’; autocinetum ‘автомобиль’);

5) перифрастическая передача новоязычных терминов;

6) наконец, для случаев, когда все эти источники оказываются недостаточными, сохранение новоязычного термина (gas, radar).

Весьма важным результатом работы конгресса было принятие единообразного, общеобязательного, так называемого восстановленного произношения латинских слов (pronuntiatio restituta).

Конгресс обратился к редакциям научных журналов с предложением сопровождать публикуемые ими статьи латинскими резюме.

Но подобный интерес к латыни нельзя считать только европейским феноменом. В Соединенных Штатах возобновление латыни последовало за серией исследований, которые были проведены в начале 1990. Эти исследования выявили, что ученики, которые посещали лекции по изучению латыни, систематически показывали более высокие речевые навыки, также они с большей легкостью могли решить математические задачи. Кроме того эти же ученики значительно приумножили свои знания по истории, по пониманию современного мира, а также по знаниям в области науки и иностранных языков. Что еще более интересно, так это то, что латынь на сегодняшний день не является исключительным феноменом знати, поскольку теперь латынь преподают не только для студентов, занимающихся изучением иностранных языков по причине слабых результатов этих студентов на лекциях.

Если говорить об Онтарио, то тут классическое образование возвращается. Более сорока средне образовательных школ на сегодняшний день предлагают к изучению этот предмет и как минимум около пятидесяти факультетов греко-римской цивилизации. Чтоб ответить на возрастающие потребности в квалифицированной профессуре в университете Торонто возобновили бакалаврат по преподаванию латыни. Но даже в Квебеке ситуация не такая, как описывалось в различных статьях. На самом деле колледж Жана-де-Бребеф не является единственным заведением среднего образования в Квебеке, где согласились преподавать по классической схеме. Также латынь предлагают среди дополнительных курсов в колледже Вилла Мария и в Академии Роберваля (общественное учебное заведение!). Колледж Мон-Сант-Луис, не предлагая лингвистической степени, также нашел в своем преподавательском графике уроки из классического образования. Наконец, по состоянию на сентябрь 2013 года, даже в Cégep de Trois-Rivières предлагали курс по основам латыни.

Так что, можно смело говорить, что объявление о смерти латыни и о пропаже классического образования — это преждевременная заявка. Более справедливо было бы даже говорить о возрождении латинского языка, о чем свидетельствует множество видимых признаков. Популярные литературные и народные произведения были переведены на латынь, среди них «Маленький принц», «Гарри Поттер», «Хоббит», «Робинзон Крузо» и т.д. Другие очевидно вдохновили греко-римский мир, среди них Ерагон, Амо Дарагон, Перси Джексон… Множество новостных сайтов в интернете составлены на латинском языке (Ephemeris). Также выпускаются журналы для молодежи (Adulescens), даже создаютс музыкалные группы, исполняющие рок и хип-хоп. Даже Wikipedia и Facebook доступны на латинском языке.

Каким образом можно объяснить подобный интерес к этому материалу в начале XXI столетия? Это подтвердили недавние исследования и об этом на протяжении многих лет говорили специалисты по латыни. Курс латинского языка, который грамотно структурирован, предлагает значительные преимущества, которые не может предложить изучение современных языков: развитие логического и научного мышления; лингвистическое обогащение, особенно если говорить о французском и английском; упрощение последующего изучения современных языков; приобретение твердого понимания общей культуры и улучшение понимания мировой культуры сегодня; поскольку этот язык всегда сильно связан с греко-римской цивилизацией и многочисленными конфликтами, событиями и политическими структурами, которые оцениваются через греко-римскую призму.

Но полезность этих классических уроков не ограничивается только перечисленными интеллектуальными преимуществами. На сегодняшний день в многочисленных странах латынь используют в таких профессиональных сферах, о которых многие и не подозревали. Сюда относят сферу туризма и наследи, даже в Америке, знание латыни представляет значительные преимущества, поскольку с ее помощью можно объяснить многочисленные декоративные элементы, которые украшают памятники и здания, даже можно лучше объяснить посетителям определенные произведения искусства, выставляемые в музеях. Если говорить об архивном деле, то тут латынь является необходимым инструментом для классификации и компьютеризации исторических архивов и коллекций редких произведений. Если говорить об индустрии кинематографии, то тут необходимы техники, специалисты по декору или костюмам, у которых были бы базовые знания по латыни и по греко-римской цивилизации, чтоб более точно передать исторические реалии. Даже институты, которые связаны с новыми технологиями, сегодня рассматривают классическое образование как один из козырей, при создании программного обеспечения.

 Брось перчатку системе! Учи Латинский!

PS Так ты можешь стать богомерзким латиняном, назло пузатым батюшкам)))


*что угодно, сказанное на латыни, звучит как мудрость».


INGROBAN

Реклама
Запись опубликована в рубрике Новости, Статьи с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s