О Великом Луге

Река Луга и бог Луг

Река Луга и бог Луг

Течет по землям Ингрии река Луга, стоит город одноименный, бежит в Украине река Лугань (Луганка) в Донецкой и Луганской областях, правый приток Северского Донца (бассейн Дона) и в остальной Европе сохранилось множество географических названий, производных от слова “Луг”: Лион, Лейден, Лондон (Лугдунум), Луара и т.п. Луг – это имя кельтского божества. Луг, внук Балора, бог солнца, света, войны и ремесел. Он воспитывался у фоморов, но, повзрослев, пришел в Тару, ко двору Нуаду, и попросил, чтобы Племена богини Дану признали его своим. Лугу пришлось выдержать ряд испытаний, по завершении которых он получил прозвище Самилданах («искусный во многих ремеслах»), а Нуаду уступил ему верховную власть; во второй битве при Маг Туиред Племена богини возглавлял именно Луг. После изгнания Туата Де Дананн из Ирландии Дагда передал Лугу во владение сид Родрубан, откуда бог неоднократно появлялся, чтобы помочь своему «крестному» Кухулину.

Главный атрибут Луга – чудесное копье, перед которым никто и ничто не могло устоять. Благодаря этому копью он получил прозвище Ламфада – то есть «длиннорукий». Кроме того, к числу атрибутов этого бога принадлежат праща (которой, в частности, он поразил Балора) и чудесный пес, непобедимый в схватках. У континентальных кельтов этот бог почитался под именем Лугос. Лугу посвящен Лугнассад – один из четырех важнейших календарных праздников, отмечавшийся 1 августа. В Уэльсе он известен как Ллеу Ллау Гивс; сын Арианрод и Гвидиона, родоначальник валлийцев-кимров.

Луи Шарпантье относит Луга к докельтским временам, связав его с народом гигантов-“лигуров”, и утверждает: “Я думаю, что именно этот бог, больше чем язык, так долго поддерживал… западное единство,… поскольку если язык не устоял перед вторжением кельтов, то бог Луг приобрел новообращенных, которые вместе с его “божественностью” почитали его святые места, священные горы, реки и камни”. Тацит в своей “Германии” описал союз племен, называемый лугиями. Современные исследователи иногда отождествляют лугиев с вандалами и определяют страной их происхождения север и запад Ютландского полуострова (то есть родину Рюрика).

Правый приток Западного Буга, протекающий по Волынской области, тоже называется Луга. Многочисленные гидронимы связаны и с именем верховной богини Дану. Ее имя дало название реке Дунай, так же как Дону, Днепру, и многочисленным английским рекам с названием «Дон».bloddeuwed

В образе Луга очевидно явное сходство с Воденом. Юлий Цезарь в записках о галльской войне отождествил Луга с Меркурием – и то же самое сделал Тацит с Вотаном в своей “Германии”. Такие совпадения вряд ли случайны. Посмотрим что пишет Шарпантье, в своей работе о великанах древности.

 «Значительная часть названий рек в Галлии пришла к нам от него, среди них — название его великой священной реки: Луара, которая была Лигара, река Луга, и ее спутницы — Алье — Аль-Лиг-ара… И еще множество рек с названиями Луар, Луан, Луинь — воды Луга.   И вот мы встречаемся с богом Лугом, таким древним, что можно было бы удивиться, как долго он продержался, если бы мы не знали, что и сами лигуры сохранились в Галлии и даже во Франции до наших дней. На галльской земле такие названия многочисленны не только там, где корень «луг» сохранился без изменения, как в названиях Люгассон, недалеко от Бордо, или Лугрэн в Верхней Савойе, но и в названиях Люк, Лион, Леон (бывший Лугдунум), многочисленных Лу также Лувьер, Лудэн, несомненно, в бельгийском Люик и фламандском Локерен. Он царствует не только в Галлии. На иберийском полуострове его можно отыскать всюду, где не навязали свою. топонимику арабы. «Дорога святого Якова» идет по пути Луга, от Логроно до Леона и Луго. Лигурийский берег носит теперь имя «Коста де ла Луз», и Португалия по-другому рвется Лузитанией. В Англии он в имени Лондона, который был Лугдунум, он — в Лейдене, а один британский автор увидел его даже в названии Легуты, в Силезии.

Всегда трудно говорить о неизвестных богах. К счастью, благодаря ирландским легендам, мы о нем все-таки кое-что знаем. Луг — изобретатель, строитель, волшебник. Это «Луг-с-длинными-руками»,- деятель. У него есть котел, в котором он варит снадобья, исцеляющие больных и раненых и воскрешающие мертвых, — первый из Граалей…

Он врач и алхимик. Он работник-универсал и поэтому имеет разные обличья. Он — творец. Он сын Сиана, или Гиана (или Киана) Пылающего. Он сын Лира или Лейра (вот ирландский след). Он сын Дианкехта и поэтому плотник, кузнец, атлет, арфист, воин, поэт, волшебник, врач, виночерпий, бронзировщик, игрок в шахматы… Он будет духовным отцом Кухулина, рыцаря Красной Ветви.

            В Скандинавии он Локе (или Локи), нечто вроде демона среди германских богов, захвативших кельтский Север.[i] Он становится «хитрецом», «изобретателем», который обманывает других богов. Может быть, он олицетворяет сопротивление захватчикам…   Как у Афины есть птица — сова, являющаяся ее символом и давшая ей всевидящие глаза, так у «Луга» есть свое животное, своя птица — ворон, чье название у лигуров — Луг. или Лу.

Кельты тоже приняли его, и в кельтские времена существовал большой праздник Луга — «Лугнасад», в начале жатвы, что соответствовало нашему первому августа Прославлялась плодородная троица: Тарное, Эпона и Артос.   «Тарное» — это Тавр (Телец) — Оплодотворитель. Это также знак, созвездие, в котором находилось Солнце между 4450 и 2300 гг. до Рождества Христова. Это след времени, и верный след, поскольку он связывает бога «Луга» с периодом, когда Лигурия была кельтской.   «Эпона» — богиня лошадей Она оставила свое имя местности на берегах Сены — Эпон, и галльской героине Эпонине.   «Артос» — это Арктос (Урсос), Медведь, культ которого отправляли в доисторических пещерах. Это и созвездие, вокруг которого обращается небесный свод.. Я не знаю, существует ли какая-либо связь между тем, что точка равноденствия находилось в созвездии Тельца и Солнце первого августа находилась в созвездии Девы и тем, что дева Эпона была одним из членов троицы, прославлявшейся в Лугнасад, но лошадь, которая ее сопровождала, это лошадь, которая была «Великой кобылицей», «Бельяром», «Баярдом» четырех сыновей Эмона (волшебный конь из поэмы XII века «Рено де Монтобан», иногда называемой «Четверо сыновей Эмона». — Прим пер}, верховым животным посвятителей, знающих, творцов.

   Как видим, Луг — это не мелкий божок, которому поклонялись на скорую руку, из-за преходящих суеверий. Его святилища и владения находились повсюду на Западе. А еще у Луга есть подруга, «Люгина», которая почти всегда превращается в Люзину; древняя «Мер-Люзина» (мать-Люзина) перешла в народные сказки под именем Ме-Люзииы, к которой люди до сих пор относятся с нежностью, поскольку в этих народных преданиях она никогда не причиняла зла.

   «Люзина» для Луга то же, чем в последующую эпоху будет для Белена Белисама, материальное воплощение Бога, которое Бог может оплодотворить.

   Вся созидающая сила Луга ничего не стоит — в земном смысле слова, — если нет того, что он можетоплодотворить…

            Легенда, дошедшая до наших дней, сделала из Мелюзины великую строительницу. Ее связали (не знаю когда) с лузиньянскими приключениями*.

   Легенда красива.   Итак: младший сын владетеля Пуату Раймонден охотился и нечаянно убил своего наставника графа Пуатье. Возле источника Се (жажда) он встретил «фею», влюбился в нее, она его тоже полюбила. Раймонден женился на фее и, по ее совету, попросил у своего сюзерена во владение участок земли, «который можно покрыть шкурой оленя». Мелюзина разрезала эту шкуру на тонкие полоски так, что получилась «веревка», которая окружила не только город Лузиньян, но и много других земель, лесов и других окрестностей (геометрическая граница, где находится владение «хитроумного» Луга…). Затем она затеяла строительство замка силами множества рабочих, которых призвала неизвестно откуда, «и делали эти каменщики столько

работы и так быстро, что все, кто проходил мимо, были изумлены».У этой Мелюзины была одна удивительная особенность: она должна была в определенные дни прятать ноги, поскольку они выдавали ее происхождение, превращаясь в рыбий хвост, в хвост змеи или же (в других вариантах легенды) в лапы, как у лебедя. Она «птице-ногая». Лебедь (Синь) ирландского эпоса… Возможно, ее имя было — Луг-синь, кто знает? Когда Раймонден Лузиньянский обманом вызнал ее тайну, она

исчезла навсегда. Если Луг оставил в Древней Лигурии имена своих священных мест,

то и Люзина оставила там свои, не только на землях Лузиньяна в Пуату, но и во многих других местах… Есть еще Люзиньи в Шампани, возле таинственного леса Орьян; в Верхней Луаре — Лезинье; в Пуату — Люзиньяк и Лезиньяк; Лезиньяк и Люзиньяк — в Лимузене; Люзиньи — в Турени; Люзере — в Берри;в Каркассе — Лезиньян и Линьян; в Восточных Пиренеях — Лезиньян; в Альбиго — Люзьер; еще один Люзьер — в Бовези; в районе Авиньона — Лединьян;в Пригоре — Люзиньяк; в районе Лиона — Люзине; в Оверни — где пришепетывают — Лижиньяк; на Лауре, в Ниверне — Люзиль… Само постоянство имени, почти неискаженного, несмотря на различные диалекты и даже разные языки, показывает, что в основе лежала единая вера или общие предания и — в любом случае — поклонение и уважение одному и тому тоже… И она, Мелюзина, всегда находится недалеко от тех мест, где сосредоточены дольмены, по преданиям, у нее было и собственное царство… Луг — это воздух и огонь, Люзина — земля и вода. Она — Мать-Земля, но тайны ее природы и происхождения скрыты, возможно, ее слугами, этими работниками, которые строили так быстро и так хорошо, которые переходили от стройки к строке, которые в своих руках держали знание этой природы… Красочные подробности легенды сообщают, что во время строительства звучала музыка, действовавшая на камни, которые сами укладывались на нужное место:преобразование гармонии звука в геометрическую гармонию…   Это легенда о мастерах.   Что касается Раймондена, который добился от своей феи благодеяний силой любви, когда он обманом выведал тайну жены, она бросила его и детей…

Пора привести славословия Лугу и Ллеу, которые должны греметь над Ингрией и берегами Луги!

Мы взываем к тебе,

Луг длинной руки,

Чемпион и вождь сечи,

Бог многих искусств и талантов,

Нет ничего, что ты не можешь достичь.

Господин первого урожая!

Мы взываем к тебе, Луг могучий,

Убийца Балора, свет Солнца,

Приди слушай сказы о твоих победах!

Хайль Луг!

***

Мы благодарим тебя Луг Долгорукий!

Высокий король лета,

Поровитель искусств,

Наши думы о праздновании твоих побед с нами

Слава Лугу всегда!

Блистательный Луг Долгорукий!

Хранитель диво копья Гориаса

Я салютую тебе и признаю силы тысячи Воинств!

Содействуй мне,

Учи меня, если пожелаешь, всему, что сочтешь нужным!

Об Ясене, о копье и моей собственной силе крушить застой

И нести новый порядок, туда куда надо!

Посох мой напитай силой этой

И пусть он станет символом диво-копья!

Пусть я (имя) тоже стану Долгоруким!

Обучи меня постижению воинской силы,

Поясни мне силу мою и сноровку

В этом мире и Мире Ином!

Хайль Луг!

[i] Оставляем это утверждение на совести автора, ибо ясно, что Луг суть Вотану ближе


INGROBAN

Запись опубликована в рубрике Материалы с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s