Житие в Северной Европе в древности

В настоящее время учёные полага­ют, что человечество возникло не позднее 2,6 млн лет назад в Юго-Восточной Африке (Около, стоянка в каньоне Олдувай, обна­руженная Л. Лики в 1960 г.). Здесь 3,5 млн лет назад разлом обнажил выходы на по­верхность урановых руд, и на протяжении 600 тысяч лет работал естественный ядер­ный реактор, резко повысивший радиаци­онный фон окружающей среды. Кроме по­вышения радиации, вызвавшей мутации у живших поблизости обезьян, за последние 4,5 млн лет по крайней мере 4 раза меня­лись магнитные полюса Земли, что также усилило мутационные процессы и привело к появлению существ, вынужденных пере­йти к применению орудий труда и их изго­товлению. Долгое время, начиная с XIX в., антропологи считали колыбелью человече­ства остров Лемурия, находившийся в Ин­дийском океане на западе от полуострова Индостан и именовавшийся на античных и средневековых картах Тапробаной4. В то же время существует и теория внетропического происхождения человека, опи­рающаяся на результаты исследований стоянки, обнаруженной в 1982 г. в 140 км от Якутска, на берегу реки Лены и датируе­мой 2,5±0,7 млн лет.

Идея о северной прародине человечества («Арктическая модель») была предложе­на более века назад американским учёным В. Уорреном на основе анализа фрагментов мифов и легенд различных народов (в них се­вер — родина богов и героев), произведений древнегреческих учёных (Геродота, Плато­на, Диодора, Аристотеля и др.), писавших о северных землях как об «островах блажен­ных», процветающем острове Туле и счастливой стране Гиперборее, а также старинных карт XVI-XVII вв., на которых изображён се­верный материк (карты Г. Меркатора 1569 г., Р. Меркатора 1595 г. и испанская карта мира XVI в. и т.д.)7. Затем она была подхвачена ин­дийским учёным Балом Гангадхаром Тила-ком (1856-1920), расшифровавшим неясные гимны Вед с точки зрения полярных реалий: года, делящегося на светлую и тёмную по­ловины, кружения небесных светил вокруг Полярной звезды, северных сияний и т.д., и показавшего, что в древних книгах индусов и их предков описаны не южные, а северные реалии8. Впоследствии идея Арктиды — се­верной прародины человечества получила дальнейшее развитие, в частности в работах, петербургского исследователя Е. Елачича,и продолжает разрабатываться в настоящее время. Однако данные современной архео­логии не позволяют подтвердить (или опро­вергнуть) гипотезу существования древней­ших цивилизаций на берегах или островах Северного Ледовитого океана».

Согласно «Арктической модели», раз­розненные родоплеменные группы, со­шедшиеся в Приполярье, были вынужде­ны вступать во взаимные контакты. Здесь складывались первоплемена и, естествен­но, должен был выработаться первый круг сходных понятий и слов, а также мифоло­гических и космогонических представ­лений. Этот процесс длился более трёх тысячелетий. Наступление нового похоло­дания около 10 тысяч лет назад стало вы­теснять людей к югу. Согласно древнеиранской книге «Авесте», на страну ариев, где царило блаженство, бог мрака Ангара Манью ниспослал вечную зиму и превра­тил благодатный край в ледяную пустыню. Люди стали уходить на юг, растекаясь по земле несколькими потоками: одна часть переселенцев с берегов Северного и Бал­тийского морей осела на юге Пиренейского полуострова и современной Франции («ве­ликое иберийское сидение»), другая — по ли­нии Балтийское — Чёрное моря перемести­лась на юг и юго-восток (движение на восток ограничивал Урал), в Причерноморье, а оттуда в Малую Азию, Двуречье и далее на восток в Семиречье (юго-восточный Ка­захстан, городище Аркаим) и Пятиречье (Пенджаб на северо-западе Индии, горо­дища Хараппа и Мохенджо-Даро). Города Семиречья, расцвет которых приходился на III тысячелетие до н.э., в плане имели форму концентрических окружностей. Например Аркаим (площадью около 3 га), как и рас­копанное несколько ранее недалеко от него городище Синташта, был дважды окружён крепостными стенами, к которым торцами примыкали дома. Между ними проходила кольцевая (круговая) улица, под которой был обнаружен канал, очевидно, от канали­зации и водопровода. В центре города рас­полагалась культовая утрамбованная пло­щадка, которую окружало около 25 зданий, площадью 200 кв. м каждый. Мохенджо-Даро занимал площадь 2,5 кв. км и насчи­тывал не менее 100 тысяч жителей. Дома были глинобитными, 2-3-этажные, в городе имелись водопровод и канализация|6. Пере­селившиеся на юг и юго-восток народы (арии) положили начало древнейшим земле­дельческим цивилизациям — месопотамской и индской, возникшим в IV тысячелетии до н.э. и достигшим периода расцвета в кон­це III — начале II тысячелетия до н.э.

Осевшие у Каспийского и Чёрного морей, арии (индо-иранцы) — длинноголовые, высо­кие, голубоглазые русые люди, стали сосе­дями предков славян. Поэтому сходство сла­вянского языка с санскритом ещё в прошлом веке историк-лингвист А.Ф. Гильфердинг (1831-1872) характеризовал как «необычное» и считал, что «едва ли останется одна или две десятых славянских слов, которых бы не было в санскритском языке», а сами народы объединяют сходные обычаи, легенды, мифы и ведические религиозные и философские представления. Для примера достаточно хотя бы сравнить имя главного славянско­го солнечного божества Сварога и основные восточные философские понятия — индий­ское swarg и иранское xvar, означающие «свет, блеск, небо, сияние». В начале XX в. италья­нец А. Тромбетти (1866-1929) выдвинул ги­потезу моногенеза (единого происхождения) языков. Спустя полстолетия гипотезу о род­стве индоевропейских, семито-хамитских, уральских и алтайских языков высказал дат­чанин X. Педерсен (1867-1953), современник которого акад. Н.Я. Марр (1864-1934) вывел языки многочисленных народов мира из 4 первоэлементов. Недавно теория единого праязыка была подтверждена лингвистиче­ской компьютерной обработкой лексического массива по всем языкам Земли.

С севера, согласно преданиям, за 6 тысяч лет до Платона прибыл и основал древнеиранскую религию огнепоклонников-парсов Зороастр. Спустя тысячелетия после пере­селения, сначала в античной Греции, а затем в христианской средневековой Европе твёр­до верили, что прародина человечества — это расположенная на самом севере Гипербо­рея, или страна у купола мира Ар-Рут, от­куда истекают 4 великие реки (аналогичное предание содержится и в индийских Ведах). Гипербореей называл Россию в XVI в. препо­добный Максим Грек (1475-1556). В XVIII в. о Гиперборейском материке писал М.В. Ло­моносов, а в 1815 г. вышла книга В. Капни­ста «Краткое изыскание о гипербореянах». Гиперборею искал в 1920-х гг. Александр Васильевич Барченко, исследовавший бе­рега Ловозера на Кольском полуострове, в конце XX в. — экспедиция «Гиперборея», обнаружившая в Мурманской области на зем­лях саамов вблизи Ловозерских гор и озера Сейдозеро каменные глыбы с поверхностью, обработанной, как отмечалось ранее, в IX-VIII тысячелетиях до н.э.. Единственная страна, откуда исходят четыре (точнее, пять) великих рек с корневым значением «поток» («дан»), — это Центральная Россия с реками Данува (позднее Волга, до этого — Ра), Дюна (Сев. Двина), Даугава (Зап. Двина), Данпар (Днепр), Данаис (Танаис-Дон). Это — Рутения римских авторов и Эритий древних греков, современная Северо-Западная и Централь­ная Россия. Согласно древнегреческим ис­точникам и основанным, вероятно, на них средневековым картам, северная страна Гиперборея находилась на севере ойкумены, в районе современной Арктики.

В настоящее время существуют две ги­потезы о местонахождении этой легендар­ной страны. По одной из них, это — находя­щаяся недалеко от Карельского перешейка территория Ловозерских тундр Кольского полуострова, по другой — полуостров Тай­мыр. Уходя с таймырской прародины, древ­ние люди, выйдя из сибирской тайги в сте­пи, сделали остановку в зоне лесостепи в Семиречье и в районе томского Приобья, где обитали около 1000 лет, а затем двинулись в Европу или Азию. Об остановке в Семире­чье упоминается в «Авесте» и в излагающей историю славян и русов «Велесовой книге». Написанная на буковых дощечках докириллическим письмом, так называемыми «сла­вянскими рунами» и обнаруженная в 1918 г. в разрушенной усадьбе Куракиных-Задонских, эта книга вызывает споры учёных. Многие из них считают её подделкой, выполненной в начале XIX в. собирателем древностей А.И. Сулакадзевым (1771-1830), известным как автор-фальсификатор некоторых литературных произведений. Другие исследо­ватели отождествляют «Велесову книгу» с деревянной рукописью «Патриарси» из кол­лекции Сулакадзева, принадлежащей перу (точнее, резцу) «Ягипа Гана смерда из Ладо­ги», участвовавшего в походе русов на Су-рож в 860-870 гг. После крещения Руси она оказалась в руках новгородского епископа Иоакима (отсюда сходство с Иоакимовской летописью), затем попала в библиотеку Ярос­лава Мудрого и с его дочерью Анной, выдан­ной за французского короля Генриха I, оказа­лась во Франции. В конце XVIII в. её купил там русский дипломат П.П. Дубровский, и вместе с другими языческими памятниками его коллекции, не попавшими в Публичную библиотеку, она была продана Сулакадзеву.

Согласно «Велесовой книге», история славян-русов начиналась приходом их с се­вера за реку Ра (совр. Волга) — на Кавказ, а за­тем в Семиречье, где они в середине IV ты­сячелетия до н.э. пережили потоп — быстрое поднятие уровня древнего моря, бывшего на 120 м ниже современного (это, в частности, подтверждают найденные в 1993 г. у юж­ного берега Крыма на глубине 100 м корни наземных растений). После землетрясения и пожара в Семиречье славяне под предво­дительством Ори я переселились оттуда в Карпаты. Дальнейшая их история совпадает с классической всемирной историей Европы.

С середины V тысячелетия до н.э. ин­доевропейцы освоили земли от Рейна до Правобережья Днепра и от Поморской низменности до Дуная. На этом огромном пространстве сложилась культура племён линейно-ленточной керамики. В середине IV тысячелетия до н.э. из неё выделилось несколько культур: в центральной части данного ареала возникла культура накольчатой керамики, на юго-востоке — лендельская, и ещё восточнее — трипольская, в значительной мере территориально вписы­вающаяся в рамки будущей прародины сла­вян. В Южной Скандинавии, Дании и Юго-Западной Прибалтике в У-1У тысячелетиях до н.э. распространились племена охотни­ков и морских собирателей, оставивших так называемые раковинные кучи. Моллюск Littorina littorea, давший название Лито-риновому морю, был одним из основных источников питания древнего населения, создавшего культуру Эртебелле (в Дании). Это приморское население уже овладело ис­кусством изготовления глиняных сосудов, преимущественно в виде кубков и созда­ло в IV — начале III тысячелетий до н.э. по берегам Балтийского и Северного морей, в частности на северном побережье Балти­ки — в Швеции и на юге Норвегии, где около 3,1 тысяч лет до н.э. получило распростра­нение земледелие (оно исчезло после 2700 гг. до н.э. и снова возродилось в 2500-2100 гг. до н.э. и тогда же начало развиваться в Фин­ляндии), культуру воронковидных кубков. Она относится, как и культуры сперрингс, ямочно-гребенчатой керамики и другие бо­лее позднего времени, к заключительному этапу каменного века — неолиту, и связана с мегалитическими сооружениями Северной Европы и Англии.

Ещё севернее — на Шетландских и Ор­кнейских островах, также существовала достаточно развитая цивилизация. Здесь и даже в Северной Шотландии известны раз­валины могучих доисторических башен-крепостей, воздвигнутых задолго до рим­ских и, тем более, норманнских завоеваний. Функционально эти башни напоминают такие же каменные сооружения, сохранив­шиеся на Северном Кавказе и Кольском полуострове. Проведённые на Оркнейских островах археологические раскопки пока­зали, что жители этих отдалённых север­ных земель умели обрабатывать камень без металлических инструментов уже в 2300 г. до н.э. (когда строились египетские пирамиды). К этому же времени (не позд­нее 1900-1600 гг. до н.э.) относится соору­жение и Стоунхенджа («Висячие камни»).

В западной части Балтики и на юге Скан­динавии во второй половине III тысячелетия до н.э. получила развитие культура боевых топоров, к которой относится и культура ладьевидных топоров, распространённая в Швеции, Финляндии и Эстонии. На ру­беже III и II тысячелетий до н.э. её сменила культура шаровых амфор, сложившаяся на южном берегу Балтийского моря (от Ют­ландии до Немана) — на землях прогерманцев, прославян и пробалтов. На территории от Северной Европы до Среднего Поволжья в 2300-1800 гг. до н.э. на основе культуры воронковидных кубков начинает склады­ваться культура шнуровой керамики (для неё характерно украшение верхней части кубка узором в виде отпечатков шнура или верёвки). На севере и востоке её носители вскоре ассимилировались с племенами куль­тур ямочно-гребенчатой керамики (племе­нами финно-угорских народов), а на юге и западе взаимодействие племён этих культур привело к формированию индоевропейских народов, северная ветвь которых стала об­щим предком германцев, балтов и славян. В это время происходит взаимодействие наро­дов Южной Скандинавии с неолитическими племенами Северной Скандинавии — носи­телями так называемой сланцевой культуры, изготавливающей орудия труда не из кремня, как большинство культур каменного века, а из сланца и кварца, и культура асбестовой керамикой, распространённой во II тыс. до н.э. в Финляндии и Карелии.

В это время, когда наступило очередное похолодание климата, племена, которые по­спешили вернуться на свою северную праро­дину, скоро убедились, что сделали это пре­ждевременно. Гонимые холодом и голодом, они двинулись обратно в Европу и докати­лись до Средиземного моря, берега и остро­ва которого были уже заняты их соплемен­никами. Смешение двух культур: северной (спирально-меандровой) и южной (пеласги-ческой), положило начало формирования но­вой — эгейской. Помимо этого движения на­родов с севера на юг, происходила и миграция в направлении «запад-восток». Навстречу волне, двигавшейся с Атлантики к Волге, из зауральских степей пронеслись орды кочев­ников. Встреча этих двух потоков состоялась в конце III — начале II тысячелетий до н.э. на южном побережье Балтийского моря, куда пришли племена из Прикарпатья и Придне­провья и с Волго-Окского бассейна, поло­жив начало финно-угорским народам.

К середине II тысячелетия до н.э. смешение поселенцев сформировало, как видно по найденным археологическим предме­там культуры этого периода, относительно устойчивое образование новых племенных организаций: праславянской на западе и древней прибалтийско-финской на востоке. Праславянский мир был расколот надвое: западнее Одры (Одера) жили племена, чья культура в наши дни названа предлужицкой, к востоку — господствовали племена тшинецкой культуры. Обе праславянские общности с XVIII по XIII вв. до н.э. мирно соседствова­ли, о чём свидетельствуют археологические раскопки, не обнаружившие ни одного укре­плённого поселения. Они вместе с народами Северной Европы, Англии и Ирландии по своим верованиям и мировоззрению входи­ли в культурную общность племён так назы­ваемого «пояса Луга». На юге она граничила с племенами, жившими тогда в Средиземно­морье. Ко времени, когда ахейцы штурмова­ли Трою, они образовали две цивилизации: египетскую («пояс Тота»), где властвовали боги-звери, и критскую (протогреческую), охватывавшую Малую Азию, Грецию и Ита­лию («пояс Гермеса») — царство зверочеловека, богов-оборотней, способных принимать звериный облик. Покровительствующий северным землям языческий бог Луг, как египетский Тот и греческий Гермес, обладал явными и тайными знаниями, накопленны­ми на Земле. Он передал северным народам необходимый комплекс знаний: руническое письмо, кузнечное мастерство, чтение книг, стихотворство, лыжи, гребля и т.д.

Основной ячейкой древнего социально­го строя были небольшие родовые общины численностью до 100 человек, из которых десятка два были взрослыми охотниками, ведшими хозяйство рода. Умерших они хоронили, как и их предки, сжиганием на священном огне, и могилы вождей в виде курганов становились храмами. «Охотни­чий культ» упырей и берегинь сменился аграрным культом рожаниц и Рода — боже­ства Вселенной, всей природы и плодоро­дия, то есть произошёл переход ко второй эпохе язычества. Культ Рода, близкий куль­ту Осириса, сначала был распространён на Ближнем Востоке и Средиземноморье, от­куда и пришёл к праславянам, заслонив старую демонологию. Рожаницы, ставшие земледельческой трансформацией благо­желательных берегинь, сохранили часть функций и более ранних женских божеств эпохи матриархата: палеолитических «венер» с гипертрофированными женскими признаками и богини плодородия Кибелы. В связи с этим интересно вспомнить рус­ские народные сказки о бабе Яге46, в кото­рых наряду со злобной лесной колдуньей встречается и другая её ипостась благо­желательной матери и хозяйки зверей, по­могающей главному герою. Дальнейшее развитие земледелия и освоение металла выдвинули на первое место бога-кузнеца Сварога — славянского аналога греческого Гефеста и кельто-германского Луга. Таким образом, в конце II тысячелетия до н.э. эпо­ха металла совпала с усовершенствованием техники обработки земли, с возникнове­нием, как следствие этого, прибавочного продукта, изобретением календаря, уста­новлением патриархата, с переходом от мо­тыжного земледелия к более прогрессив­ному с использованием плуга. В это время к древнему земледелию добавилось значи­тельно развитое скотоводство, колёсный транспорт (повозки), выделилась верхушка вождей. Переход Европы от охотничьего присваивающего хозяйства к производяще­му земледельческо-скотоводческому, произошедший в период позднего неолита, в III -начале II тысячелетиях до н.э. (в Южной Скандинавии он завершился вступлением в 1800-1400 гг. до н.э. в эпоху энеолита, а затем бронзы), означал крупнейший перево­рот в жизни человечества.

Первобытная Европа в это время пред­ставляла этнически неоднородную картину: берега Северного и Балтийского морей за­селили палеоевропейцы — потомки местных мезолитических племён, лесистый северо-восток — предки финно-угорских племён, южнее располагались праславяне, а на юго-западе — протоиберийцы.

В XIII в. до н.э., с наступлением бронзо­вого века, обстановка в Европе изменилась, обе праславянские общины слились в еди­ную кельто-иллирийско-славянскую куль­туру — так называемую лужицкую. Праславянскими стали территории от Балтики до Дуная, от Шпреи (на западе) до Днепра (на востоке). Получили развитие охота (на туров, зубров, оленей), морской промысел (тюленей и китов) и рыболовство. Лодки и корабли, ты­сячи изображений которых найдены среди петроглифов Швеции, Финляндии и Карелии, были широко распространены на побережье Северного и Балтийского морей. Мореплава­тели бронзового века заложили архаическую традицию трансбалтийских связей и судоход­ства, развившегося в эпоху железа (I тысяче­летие до н.э.), когда сведения о таинственных северных землях и прекрасном острове Туле –Ultima Thule — достигли Древней Греции. К этому времени относится и первая из сохра­нившихся мореходная ладья, обнаруженная в святилище Хьотспринге (о. Альс, Дания).

В VI в. до н.э. северные племена из Скан­динавии и с южных берегов Балтийского моря устремились на юг. Навстречу им с тер­ритории современных Саксонии и Тюрингии двинулись племена потомков культурной общности боевых топоров (шнуровой кера­мики). Обе эти волны вынудили лужичан (племена, «покровительствуемые Лугом») отступить на юг, к Дунаю. Позднее, в нача­ле I тысячелетия до н.э., они сформировали позднелужицкую культуру, локализованную в Северном Прикарпатье. Её соседями с юго-востока были фракийцы, которых с VII в. до н.э. вытеснили скифы, а с запада — латены, за­нимавшие территории современных Англии (кельты), Франции (бретонцы), Бельгии (валлийцы), Испании (галисийцы) и имевшие высокоразвитую культуру (владели гончар­ным искусством, первыми в Европе освоили железо, разрабатывая рудники Силезии, с севера — поморы (жители южного побере­жья Балтики). В середине VI в. до н.э. но­сители поморской культуры стали двигаться на ареал лужицкой и расселились по всему бассейну Вислы и дошли до Одера и создали культуру подклошевых погребений, ставшей, по мнению исследователей, раннеславянской. В работах античных исто­риков носители этой культуры назывались венедами. Сами себя жители пространств от Балтики до Дуная называли германцами-«копьеносцами» (на древневерхненемецком ger- копье, man человек).

Спокойно жившее с VII в. до н.э. севернее Чёрного моря сельскохозяйственное славян­ское население (сколоты — по Геродоту) в III в. до. н.э. пережило катастрофу — нашествие из Причерноморья сарматов — «господствующих племён» (сар — господин, мат — племя), в результате которой оно вынуждено было уйти на север, оставляя плодородные черно­зёмы и переселяясь на лесные суглинистые почвы. Свидетельством такого нашествия служит различие «сколотских» культур: «деградировавшей» в результате завоевания, приднепровской зарубинецкой, переходя­щей в верховьях Днепра в «недеградировав-шую» милоградскую.

Незадолго до новой эры, в период рас­цвета Римского государства, на территории культуры подклошевых погребений сложилось новое образование — пшеворская культура, которую можно отнести к славяно-кельтской. Её центром оставался район «чёрной металлургии» в Силезии, просуществовавший достаточно долго (III в. до н.э. — IV в. н.э.). С германской территории и юга Скандинавии, частично прихватив по пути «пшеворцев», через По­лесье, прокатилась волна так называемой вельбарской культуры (готы и гепиды). По­сле ухода готов на римские земли славяне, венды и чудь заняли их земли по берегам Балтийского моря.

Переселение готов на юг нашло отраже­ние в древнескандинавских исторических преданиях и географических сочинениях, в частности, в отрывке из «Книги Хаука» под названием «Какие земли лежат в мире» и сочинении «Описание Земли», впервые опубликованных в XVIII в. Из них стало из­вестно, что скандинавы считали свою страну родиной культуры не только своих пред­ков, но и источником цивилизаций римлян, греков и троянцев. Они называли её Вели­кий Свитьод (ср. «свивать гнездо»), что по-скандинавски означает «Великий улей» или Скандия или Скандик — «Богатая страна», а англо-саксы именовали Scedenieg — «Пре­красный остров». Потомками скандина­вов считал славян и родоначальник юго-славянской исторической науки далматинец Мавро Орбини (?-1614), опубликовавший в 1601 г. фундаментальный труд «Славянское царство», в котором, основываясь на куль­турном и языковом единстве славян и готов, вандалов, шведов и других народов, доказал северное происхождение славянских пле­мён и то, что они «завоевали мир, выйдя из некой Скандии». О Скандинавии-острове как прародине европейских народов говорят европейские и арабские географы раннего средневековья, которым был известен среди северных стран огромный «остров Русов».

В написанной около 1175 г. Бенуа де Сент- Мором «Рифмованной хронике герцогов нор-манских», есть строчки:

Между Дунаем, Океаном и землёй алан

Есть остров, называемый Сканси,

И я полагаю, что это земля Руси.

Как пчелы из ульев

Вылетают они огромными

могучими роями…

Островом считалась Скандинавия у се­верных народов и в IX в. (через 1300 лет после Пифея), а у более удалённых от неё и позже. Так, в «Истории Норвегии», описы­вающей деяния североскандинавских конун­гов до начала XII в., упоминается «остров, ранее открытый Гардаром». Старейшим се­вероевропейским источником, где она назва­на полуостровом, является труд гамбургско­го хрониста Адама Бременского (1074 г.). На карте мира арабского географа Идриси (жил в Палермо, столице сицилийского норманн­ского государства, при дворе короля), соз­данной в 1154 г. с использованием сведений, полученных от мореходов и купцов и наи­более полно отражающей географические представления арабов, китайцев и европей­цев в XII в.60, также на месте Скандинавско­го полуострова изображены один большой остров и три поменьше. Даже спустя 500 лет на карте Филиппа Клювера 1616 г. Фин­ляндия и большая часть Швеции представ­лены как остров. Островом считали Русь и англичане. В XIII в. в английских хрониках монастыря св. Эдмунда (Chronica Monasterii Sancti Edmundi) в связи с нашествием русов было записано: «Племя нечестивое… кото­рое нахлынуло с острова.. .».

В древнесеверных (скандинавских) са­гах мелькает тёмное, сохранившееся в пре­даниях, воспоминание о времени, когда народы, соплеменные со скандинавскими готами, обитали в славной янтарной стра­не, которая, без сомнения, одно и то же, что и таинственная страна Glasesvall ста­ринных саг. Там, по древнему народному верованию, находилась страна бессмер­тия Odainsakur. В эту землю пришёл Оден (Один) из Асгарда (Асагофа на Танаисе или Нисы в Средней Азии). По древнеисланд-ским преданиям, собранным и записанным в XIII в. исландским поэтом и историком Снорри Стурлуссоном, в Инглинг-саге и прологе к «Младшей Эдде» сказано, что Один пришёл на север из Трои, «лежащей между трёх частей света Африки, Энеи (Европы) и Азии», и перед переселением на север асы во главе с Одином воевали с ванами. К этим же берегам приплыли готы через остров Скандзу, когда им там сдела­лось тесно и не стало доставать пищи на родине. Готские племена и их соплеменни­ки бургундцы, вандалы, гепиды, герулы и ругии бросились с готских земель, назы­вавшихся Reidgotaland (так в Эдде называ­ется Ютландия и вообще земли, лежащие на юго-восточном берегу Балтийского моря), на земли Римской империи. Готские земли граничили с чудскими племена­ми, занимавшими территории на север от Двины до Ледовитого океана и от Ботни­ческого залива до Урала, называвшиеся в древних сагах Иотунгеймом — родиной иотнов и туссаров, страной исполинов и чудовищ. Ещё в начале XX в. в окрестно­стях Ладожского и Онежского озёр, в Ка­релии, существовало предание, что «когда на небе была луна красного цвета, на земле жили люди огромного роста — метелилайнены (метилилайнены), до того, как приш­ли предки карел…». По легенде карельские первопредки какое-то время жили рядом с ними, пока, «те не ушли туда, откуда начинается день.. .». После того, как Гардар и Бьярмия стали хорошо известны сканди­навам, эти сказочные земли Иотунгейм и соседний Ризаланд — такая же легендарная страна, как Гиперборея и Рипейские горы древних греков, были отнесены за Урал.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Памятные Даты с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s