Стрибогова буча

В связи с непогодой и ветрами буйными в Ингрии размещаем заметку найденную в просторах Сети! Авторство http://imp-inquisitor.livejournal.com

«Непостоянна и своенравна природа ветров. Стрибог, как известно, упомянут в «Слове о Полке Игореве» («се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя полкы Игоревы»). Стрибог является богом ветров. На Руси воздух рассматривался как вместилище семи ветров, семидесяти вихрей и семисот ветровичей. В современном понимании Стрибог это олицетворение Эфирных Вихрей, комбинация Эфирных Вихрей, наделенная Волей.

Эфир активен, он вращает мировые тела, а они всецело подчиняются форме и скорости его движения. Эфир управляет всеми движениями во Вселенной, творит и миры и атомы. Циклоны, вихри и ураганы создаются в земной атмосфере именно влиянием Эфирного Вихря. Подобно земным ветрам и течениям существуют линейные ветры и вихри в Мировом пространстве. Эфирные волны Стрибога пронзают толщу мирового газа по разным направлениям, сообщая отдельным атомам сего газа подвижность, из этого возникают звезды и тела, и рождаются заново. Так и ветры, пагубные и полезные, порождаются одним источником, Стрибогом. Ветер подымает, пробуждает энергетические центры, ветер хоронит всё старое, заносит, вообще выветривает.

К проявлениям Стрибога можно отнести и образ Вендиго. «Вендиго, не что иное, как олицетворенный зов ветра, который слышать лишь очень немногие, — слышат на собственную погибель». Вендиго приходит с ветром и зовет жертву по имени. Голос напоминает все наводящие тоску лесные звуки: шум ветра, шорох падающей воды, звериные крики и прочее в том же роде… Самые же уязвимые места жертвы этого наваждения ноги и глаза: ноги страдают из-за стремления к неустанному странствованию, глаза – из-за жадности к наслаждению красотой. Бедняга на бегу развивает такую скорость, что у него начинают кровоточить глаза, а ноги сжигает жар. Ноги потом даже не касаются земли, человек летит так высоко, что ему кажется, будто это звезды обжигают его. Только иногда Вендиго делает тяжелые, длинные прыжки, пролетая над вершинами деревьев, а потом швыряет свою жертву с высоты на землю. Об этом писал Элджернон Блэквуд в одноименном произведении, а был сей писатель посвященным Золотой Зари.

Близко сюда относятся и случаи «летучего безумия» из ирландской истории. Сие безумие описано таким образом: тело человека становится легким, и он может лететь над верхушками деревьев, делая прыжки в сто шагов или даже больше и не причиняя себе вреда. Сие безумие Святой Ронан наслал на короля Суибне Гейлта. Из хроник следует, что Суибне хотел поразить копьем не Святого Ронана, а олава (ollave),священного поэта. Отметим следующие мутации: у жертвы Вендиго вместо обычных ног появляются чудовищные ноги как у Вендиго, а на теле Суибне выросли перья. Жертва Вендиго поедает только лесной мох, а Суибне ел все подряд в лесу плоды падуба, желуди, кресс. В обоих случаях очевидно коварное проявление Воздушной стихии: Голос, приход Вендиго с Ветром, заклинания и поэзия принадлежат воздушной стихии, как вызывающие вибрации, отражающиеся на тонком уровне. Гесиод создает на мифологическом материале своеобразную теорию ветров, связав ее с народными представлениями об их природе. Лишь Нот, Борей и Зефир, полезные людям, отнесены им к ряду Богов. Остальные «злые пустовеи» порождения Тифона, сброшенного в Тартар, а другие недобрые ветры поэт связывает с потомством одной из океанид – «тремя кудрявыми гарпиями». Вергилий описывает ветры как потомков титанов, враждебных Олимпийцам.

Некоторые исследователи пытались объяснить имя Стрибога как «распространяющий блага» (Якобсон), индоевропейское «бог-отец» (Pater bkagos, М. Вей), иранское Sri-baga (возвышенный бог; Р. Пирхеггер), то есть в нем пытаются увидеть небесного бога-отца, аналог Рода своеобразный. Определенный смысл в этом есть, ибо Эфирные Вихри творят и разрушают небесные объекты. Неведома родословная Стрибога и может, существовал он извечно, как Дух Божий из Библии, носясь над «изначальным морем». Все структуры Вселенной от элементарных частиц до Метагалактик и физических полей можно представить в виде вихрей (вихревых колец, вихревых нитей) Эфира. Любопытно этимологическое сходство имени Стрибога с латинским striga – ведьма. Чешские поверья указывают об извечной борьбе солнца с ведьмой Стригой/Стрегой, несущей мор и смерть. Стрига вероятно женский аспект Стрибога. Стрига, по преданиям, обладала способностью превращаться и летала окрест по ночам в виде птицы. Она сосала кровь и обладала ядовитым дыханием. И. В. Среберенский предложил видеть в Стрибоге мрачную силу «в ее исконной борьбе с началом светлым». Д. Зеленин указал на праславянский глагол «стрити» (уничтожать), охарактеризовав Стрибога как истребляющего и уничтожающего Бога. Вместе с трактовками «Сеющий Бог» (от праслав. *ster, ср. простереть); «устроитель добра» (сближая со *strojiti); «бог, оживляющий природу», получим верное представление о Вселенской роли Стрибога. Визуализируется его образ как дымный серый-с-черным тороидальный вихрь, в «центре» которого зыбко и неясно виднеется чудовищный лик, обрамленный бородой из вихревых нитей. Вихри Ядерной Зимы будут веять, визжа и ярясь, Стрибожьи внуки.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s