«К освоению Миров»

С незапамятных времен звездное небо притягивает религиозные и романтические чаяния людей. К  неведомым тайнам  манят звезды и рождают в тонкой душе тоску по безграничным пространствам. Как говорил Сенека, что если бы звездное небо наблюдалось только в одном месте земли, то люди стекались бы туда толпами, чтобы увидеть это замечательное зрелище. Звездное небо для нас есть иллюстрация Прави, Космического Закона. В настоящее время и для Будущего дальние планеты и звездные острова-Галактики – представляются такими же манящими и загадочными как волшебные острова и земли для наших предков. Как испанские конквистадоры и алхимики отправлялись на поиски Фонтана Вечной Юности в безграничное море, так космические корабли устремятся в полное опасностей путешествие к удивительным мирам. Древние увековечили в узорах  созвездий героев мифов. Это не только астрономическое изображение вознесения к богам, аллегория обретения акаузального существования, это еще и знак Будущей Эволюции. Люди должны вознестись на небо в прямом смысле,  современного человека сменит Новая Сверхраса единая с Космическим Пространством, прекрасный венец эволюции человеческих существ, выполняющих Волю Единого.

Мыслителей, которые рассуждают о вселенской , космической сути бытия человека обычно называют космистами . Выдающимся представителем Космизма, гениальным Провидцем и мыслителем, предтечей Космотеизма можно считать замечательного Русского ученого Константина Циолковского. Циолковский безусловно очень известен у нас в стране и за рубежом , но известен , главным образом , как  исследователь и изобретатель  в области реактивного движения . Вот выдержка из энциклопедического словаря : “российский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики. Труды в области аэро- и ракетодинамики, теории самолета и дирижабля … Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения, нашел ряд важных инженерных решений конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя.”  Гораздо  менее он известен своими философскими  концепциями, своей  “космической философией ”, которые , пожалуй , и составляют главную часть его научного наследия . Космическая философия К.Э.Циолковского — является одним из столпов русского космизма. Она ощутимо повлияла на современную цивилизацию посредством космонавтики, которая стала одним из основных направлений НТР. Немаловажно и то, что она относится к числу немногих в русском космизме образцов целостной философско-мировоззренческой системы. Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само существование “русского космизма” как философского течения даже в наше время вызывает острые дебаты.

Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма. Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений — от крайне реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной цивилизации. В философско-мировоззренческой концепции Циолковского можно выделить три основных этапа. Первый этап (1898-1914 гг.) охватывает работы: «Научные основания религии» (1898г.), наиболее фундаментальный философский труд Циолковского «Этика или естественные основы нравственности» (1902-1903гг., исправлено в 1914г.), «Нирвана» (1914г.). На этом этапе основным был принцип, сформулированный Циолковским впоследствии (1934г.): «Судьба существа зависит от судьбы Вселенной». Под «существом» подразумевается не только человек. «Простейшее существо», согласно космической философии — «атом-дух». Совокупность «атомов-духов» образует субстанциональную основу мира. Космос — иерархия существ, включая и человека. Сам космос тоже «живое существо», «причина» и «воля» которого в строгих рамках определяет поведение человека и других «существ» космоса.

На втором этапе (1915-1923 гг.) Циолковский основное внимание уделяет другим проблемам, отличным от Космоса: 1) изложению «научного» понимания библейских текстов; 2) проблемам общества будущего, разрешаемым в социально-утопическом духе («Горе и гений», 1916г.; «Идеальный строй жизни», 1917г. и др.); 3) проблемам строения и жизни человеческого тела («Человек. Свойства человека», 1917г.). Циолковский подчёркивает несовершенство социальных отношений, несправедливость в обществе и др. Проблемы космизма затрагиваются в работах: «Первопричина» 1918г., «Социология (фантазия). Приключения атома» 1918г. и некоторых других.

На третьем этапе (1923-1935 гг.) Циолковский разрабатывает так называемый «активно-эволюционный» принцип космизма. Его смысл состоит в следующем: «Судьба Вселенной зависит от космического разума, т.е. от человечества и других космических цивилизаций, их преобразовательной деятельности». Этот принцип обосновывается во многих статьях и брошюрах: «Живая Вселенная» (1923г.), «Монизм Вселенной» (1925-1931гг.), «Будущее Земли и человечества» (1928г.), «Космическая философия» (1935г.) и многих других. Интересно, что «активно-эволюционный» смысл принципа космизма сосуществует у Циолковского с более традиционным смыслом этого принципа: «Судьба существа зависит от судьбы Вселенной». Всё это создаёт сложности при понимании космической философии на завершающем этапе её становления.

Важнейшими принципами космической философии, которые лежат в основе метафизики и научной картины мира Циолковского являются принципы атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и эволюции.

Принцип атомистического панпсихизма напрямую связан с пониманием Циолковским материи. Циолковский говорил, что «Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной. Это свойство я считаю неотделимым от материи». Все тела Вселенной «имеют одну и ту же сущность; одно начало, которое мы называем духом материи (сущность, начало, субстанция, атом в идеальном смысле)», что очень сходно с философией Платона. «Атом-дух» («идеальный атом», «первобытный дух») по Циолковскому, «есть неделимая основа или сущность мира. Она везде одинакова. Животное есть вместилище бесконечного числа атомов-духов, так же, как и Вселенная. Из них только она и состоит, материи, как её прежде понимали, нет. Есть только одно нематериальное, всегда чувствующее, вечное неистребляемое, неуничтожаемое, раз и навсегда созданное или всегда существовавшее». Следовательно, «атом-дух» — это элемент метафизической субстанции, лежащей в основе мира и отличной от элементарных частиц в современной физике.

Принцип монизма выражает единство субстанциональной основы мира, образуемой «атомами-духами». «Материя едина, и основные свойства её во всей Вселенной должны быть одинаковы» [13]. Это означает:

1) единство материального и духовного начал Вселенной;

2) единство живой и неживой материи: «материя едина, так же ее отзывчивость и чувствительность»;

3) единство человека и Вселенной, т.е. его участие в космической эволюции, в противовес христианским представлениям о бессмертии души;

4) выводимость этических норм из метафизики космоса.

Принцип бесконечности распространялся Циолковским и на мир как целое, и на свойства пространства и времени, и на строение элементарных частиц вещества, и на структурную иерархию уровней космических систем, и на ритмы космической эволюции, и на возрастание могущества космического разума, и на отсутствие пределов для его возможной экспансии во Вселенной. Вселенная, по Циолковскому, бесконечна в пространстве и времени и включает в себя бесконечную иерархию космических структур — от атомов до «эфирных островов» разного уровня сложности. Мысль Циолковского о возможности сосуществования во Вселенной множества космосов намного опередила своё время и теперь она нашла своё развитие в квантовой космологии.

Принципы самоорганизации и эволюции также являются ключевыми для метафизики космической философии и вытекающей из неё научной картины мира. «Всё живо», т.е. способно к бесконечной самоорганизации и эволюции. Циолковский был не согласен с толкованием космической эволюции как неуклонной деградации и его несогласие нашло своё выражение в принципах самоорганизации и эволюции. Ритмические изменения Вселенной в метафизике космической философии очень близки бесконечным циклам эволюции. Эти принципы приобретают в контексте космической философии следующие значения:

1) эволюция как периодические трансформации, в ходе которых возникают и разрушаются бесчисленные союзы «атомов-духов», образующих космические структуры разных уровней;

2) самоорганизация как возникновение сложных (в том числе, живых) структур из более простых;

3) эволюция и самоорганизация как «глобальный эволюционизм» (эти процессы могут быть спонтанными или направляться разумом).

Идея первопричины (причины) космоса как считал Циолковский «не может убедить и не имеет вида научной истины. Но я не могу лично обойтись без первопричины, всемогущей и благостной к своему созданию» [13]. По словам Циолковского всё, что для нашего ума безначально и бесконечно, то для первопричины конечно, даже нуль, т.е. для неё мир мог иметь начало. Всемогущая и нежно любящая своё творение первопричина находится вне Вселенной и может её уничтожить по своей воле. Причина «безмерно выше космоса» и несоизмерима со своим творением, т.к. создаёт вещество и энергию, что «космос сам не в силах делать». Проникновение в свойства причины приводит к неожиданным выводам этического значения, которые «не могут не иметь благотворного влияния на поступки человека и других сознательных» [13]. Её доброта, счастье, мудрость и могущество бесконечны и отсюда следует, по Циолковскому, ряд выводов:

1) «удовлетворение любознательности и вытекающее отсюда спокойствие»;

2) «смирение перед причиной»;

3) «чувство благодарности за не кончающееся возрастающее счастье»;

4) «могущество причины не принесёт нам зла и в будущем».

Основные идеи космизма находят также своё отражение в рассуждениях Циолковского о «воле Вселенной». Если всё вокруг «порождено Вселенной. Она — начало всех вещей», то «от неё всё и зависит. Человек или другое высшее существо и его воля есть только проявление воли Вселенной». В контексте «живой Вселенной» метафизика человеческой судьбы состоит в том, что смерти нет. В процессе возникновения и распада союзов «атомов-духов» смерть «сливается с рождением». Новая жизнь «хотя и разрушима, но новое разрушение сольётся с новым совершенным рождением… Разрушения или смерти будут повторяться, бесчисленное множество раз, но все эти разрушения есть не исчезновения, а возникновения». Согласно космической философии «души хотя и нет», жизнь в ритмах эволюции Вселенной «непрерывна, счастлива, могущественна, никогда не прекращалась и никогда не прекратится», т.к. во временно мёртвом веществе нет субъективного ощущения времени. Такой подход к судьбе человека в космизме характерен только для Циолковского и является очевидной альтернативой «активно-эволюционного подхода». В соответствии с идеями космизма Циолковский считал, что человек отнюдь не вершина эволюции. Человечеству предстоит «идти вперёд и прогрессировать — в отношении тела, ума, нравственности, познания и технического могущества. Впереди его ждёт нечто блестящее, невообразимое». По истечении тысячи миллионов лет «ничего несовершенного … на Земле уже не будет. Останется одно хорошее, к чему неизбежно приведёт наш разум и его сила». Космическое бытие человечества по Циолковскому «может быть подразделено на четыре основных эры:

1. Эра рождения, в которую вступит человечество через несколько десятков лет и которая продлится несколько миллиардов лет.

2. Эра становления. Эта эра будет ознаменована расселением человечества по всему космосу. Длительность этой эры — сотни миллиардов лет.

3. Эра расцвета человечества. Теперь трудно предсказать её длительность — очевидно, сотни миллиардов лет.

4. Эра терминальная займёт десятки миллиардов лет. Во время этой эры человечество … сочтёт за благо включить второй закон термодинамики в атоме, т.е. из корпускулярного вещества превратиться в лучевое. Что такое лучевая эра космоса — мы ничего не знаем и ничего предполагать не можем» [13].

Циолковский родился  в год — 1857г. в семье лесничего . В 10 лет простудился , заболел скарлатиной  и с тех пор стал страдать глухотой . “Глухота делает в дальнейшем мою биографию малоинтересной  , так как лишает меня общения с людьми , наблюдения и заимствования. ..  Это биография калеки  ”. Циолковский   начинает читать , делать , как он говорит ,  “игрушки” , ставить опыты . “Отец вообразил , что у меня технические способности , и меня отправили в Москву  ”. Здесь за два года он самостоятельно изучил элементарную математику и физику и высшую математику  — “прочел курс высшей алгебры , дифференциального и интегрального исчисления  , аналитическую геометрию , сферическую тригонометрию и прочее ”.  Должного образования он к сожалению не получил , хотя , как мог , и далее восполнял этот пробел самостоятельно . В 1889 г. он сдал экзамены и был назначен учителем арифметики и геометрии  в Боровское  уездное училище . Там женился (женился удачно :“женился … без любви , надеясь , что такая жена не будет мною вертеть , будет работать и не помешает мне делать то же . Эта надежда  вполне оправдалась”) . Вскоре Циолковский переезжает в Калугу , где преподает физику и арифметику в женской гимназии . Почти все свое время он тратил на работу : разрабатывал теорию дирижабля , ставил опыты по сопротивлению воздуха (он построил первую в России  аэродинамическую трубу !) , опыты с электричеством , разрабатывал теорию реактивного движения . Жил он довольно замкнуто , практически не выезжал  из Калуги  —  сказывался его физический недостаток и выработанные  в детстве комплексы , “мое уродство и происходящая от этого дикость” . “Работы мои печатались в журналах , но проходили незамеченными ” . Только в 1911-1912 гг. на его работы о завоевании космоса обращают внимание , до этого издаются в основном его научно-фантастические произведения (это были одни из первых литературных произведений такого рода в нашей стране).

Циолковский был ученый-естественник и материалист до мозга костей . Он пишет , что “всякой неопределенности и “философии” я избегал ” , хотя и очень уважал русскую классическую литературу .  “Основанием моей естественной философии было полное  отвлечение от рутины в познание Вселенной , какое дает современная наука . Наука будущего , конечно , опередит науку настоящего , но пока и современная наука — наиболее почтенный и даже единственный источник философии . Наука , наблюдение , опыт и математика были основой моей философии ”.

Центром своей “космической философии “ Циолковский делает этическую доктрину счастья . “Нет ничего важнее , как наше счастье и счастье всего живого в настоящем и будущем ”. По его мнению , бесконечный и счастливый прогресс человечества возможен только при условии выхода в космическое пространство и дальнейшего расселения по просторам Вселенной . “Когда человечество найдет возможность … жить в среде без тяжести , в безграничном эфире , окружающем наше Солнце … тогда можно будет ожидать беспредельного размножения … и высокого совершенствования человека ”.

Взгляд ученого на человечество таков — он рассматривает нашу цивилизацию как единый организм , как некое единое целостное образование . В этом качестве человечество проходит в своем развитии несколько стадий . Сначала эмбриональная стадия — возникновение , жизнь и развитие человечества на Земле . “Земля — колыбель человечества , но нельзя вечно жить в колыбели ” . Следуя этой логике , нужно признать , что человечество должно выйти из пеленок то есть за пределы Земли . Выход в околоземный космос — это вторая фаза эволюции человечества.

По мнению Циолковского , это также неизбежно , как превращение куколки в бабочку . На этой ступени эволюции человечество должно распространится на все околосолнечное пространство . На этом этапе , используя ресурсы планет и солнечную энергию возводятся космические поселения — герметичные оранжереи в космическом вакууме .  Возведение космических поселений и райская жизнь в них красочно описаны им в фантастической повести “Вне Земли”.

За второй должна последовать третья стадия — расселение людей по всей Галактике . Причем выход в космос  — в принципиально иную для существования человека среду  неизбежно наложит отпечаток на его физический и нравственный облик . Они станут совсем другими . Живя в космосе , люди на первых порах будут пользоваться  еще привычными земными средствами защиты от враждебной ,агрессивной среды , прячась в искусственно  созданных в вакууме “эфирных городах”. Однако со временем , повинуясь эволюции , люди станут истинно “космическими животными” — то есть обретут способность жить непосредственно в пустоте без специальных защитных средств (скафандров , кабин , капсул ).

Таких существ Циолковский описал в фантастической повести “Грезы о Земле и небе” (1895г.) и в работе “Будущее земли и человечества ” (1928г.) . Он представлял их в виде почти бесплотных существ с легкими прозрачными крылышками  для улавливания Солнечной энергии . Существа эти функционируют по замкнутому циклу — в крылышках происходит  процесс фотосинтеза , в результате которого выделяется кислород , используемый здесь же для дыхания . Существа свободного космоса , нарисованные фантазией Циолковсого , не нуждаются ни в пище, ни в жилье , летая свободно и существуя безбедно . Это настоящие Homo galactica .

C Точки зрения эволюции можно рассмотреть  следующую логическую цепочку и тогда идея Циолковского не покажется очень экстравагантной. Жизнь зародилась в водной среде , затем постепенно перешла из водной среды в воздушную . Возникли  наземные животные и человек . Теперь человек из воздушной среды переходит в космическую . Вполне возможно , что далекие потомки современных людей приспособятся к жизни в вакууме и станут теми самыми  “эфирными”  существами с замкнутым автотрофным  циклом обменных процессов. Трудно представить сейчас направления эволюции человека в Будущем, если он, конечно, не потеряет свое право на Будущее. Мы ясно видим, что если для эволюции биологических объектов требуются длительные периоды, а для вырождения совершенно незначительные, занимающие время жизни одного-двух поколений. . Ясно одно : “живые существа космоса”, стоящие на много более высокой ступени эволюции , чем мы , будут еще меньше похожи на нас , чем мы на наших водных предков.

Циолковский считал , что жизнь и разум являются непременными атрибутами Вселенной . Сомнений в том , что существует внеземная жизнь , более того , внеземные цивилизации , у него не было . “В известной вселенной можно насчитать миллионы миллиардов солнц . Стало быть , мы имеем столько же планет , сходных с Землей. Невероятно отрицать на них жизнь”. Он указывал , что возможно существуют цивилизации , обладающие “таким могуществом , которое мы себе не можем вообразить ” . Существа этих цивилизаций могут путешествовать между звездами ,  расселяются  на другие планеты . “Вселенная битком набита совершенными существами ”.

Современная буржуазно-либеральная наука не разделяет оптимизм ученого в вопросе наличия внеземных цивилизаций , и в этой связи интересны мысли Циолковского о контакте , высказанные им в статье “Планеты заселены живыми существами” (1933г.) .Он отвечает на некоторые вопросы скептиков по поводу того , что никаких признаков существования внеземных цивилизаций мы не наблюдаем . Почему они не посещают землю?  Ответ : возможно просто не настало еще время . Почему никак не дают нам знать о своем существовании ? Ответ : возможно мы просто еще не можем воспринять эти знаки . Далее  ученый говорит , что “нашим небесным соседям” известно , что со временем люди разовьются настолько , что сами узнают об этом .  Кроме того , зачем  вообще сейчас большинству человечества “ввиду низкой степени его развития” это знание , не принесет ли оно вреда ? “Не возникнут ли вследствие этого погромы и варфоломеевские ночи.”

Человечество просто стоит на слишком низкой ступени развития для контакта . Мы по отношению к гипотетическим могущественным инопланетным цивилизациям стоим на той же ступени развития , что и , например , животные по отношению к людям . “Можем ли мы завести разумные сношения с собаками или обезьянами ?”. Так и высшие существа просто бессильны вступить с нами в контакт . Должно прийти время , когда степень развития человечества окажется достаточной для этого . “Мы — братья — убиваем друг друга , затеваем войны , жестоко обращаемся с животными. Как же мы отнесемся к совершенно чуждым нам существам ? Не сочтем ли их за соперников по обладанию Землей и не погубим ли самих себя в неравной борьбе . Они этой борьбы и гибели желать не могут.”

Реклама
Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s